Gettysburg! Ревью журнала Навигатор игрового мира
Имя Сида Мейера известно каждому. Известно потому, что этот человек за всю свою жизнь не сделал еще ни одной неинтересной игры. Civilization, Railroad Tycoon, Pirates!… Нетленные шедевры, ремейки которых и сейчас являются выдающимися играми. В них играли, в них продолжают играть и играть будут. Иными словами, этот человек создавал лучшие стратегические игры на PC. И нет ничего удивительного в том, что после ухода из Microprose он продолжил свой славный путь и в Firaxis. Gettysburg! -первая игра новой команды, относящаяся к стратегическому поджанру real-time wargame. Можно ли назвать ее чем-то выдающимся? Можно ли возвестить, что она — первостоящая в своей области (а когда речь заходит о творчестве Сида Мейера, подобный вопрос становится оправдан)?
Парадоксально, но если Сид Мейер брался за какой-либо поджанр стратегических игр, то обязательно создавал в нем лучшую игру. Как на этот раз, Сид?..
Поля славы под Геттисбергом

Иногда крайне удобно окинуть взглядом все поле боя сразу. Для этого предусмотрен специальный вид, на котором, впрочем, по-прежнему можно управлять войсками. Удобно.
В FoG действие разворачивалось во времена Наполеоновских войн; играющему предстояло возглавить одну из воюющих сторон и привести свои армии к победе в какой-либо из тогдашних битв. Но, впрочем, не о историчности речь.
FoG, выполненная в real-time, представляла взору целые колонны войск. Пехота, конная гвардия, артиллерия… Ваша цель, как главнокомандующего, состояла в разработке плана сражения с последующим претворением его в жизнь. FoG была первой игрой, где человек полностью погружался в атмосферу сражения и, отдавая приказы, командовал целой армией, совершая умелые маневры и обманывая неприятеля. Основная суть сводилась к тому, что, выбрав максимальное приближение, можно было отчетливо увидеть, как одна из дивизий под барабанный бой марширует, огибая противника с фланга, а конница на полном ходу врезается в линию неприятельской обороны и, размахивая саблями, начинает направо и налево косить врага. При этом убитые солдаты навзничь падали на землю, так и оставаясь лежать на поле боя…
Выиграть грубой силой было невозможно! Поведя свои войска напролом, вы неизбежно встречали мощное сопротивление достаточно сильного AI, так что подобные атаки всегда заканчивалось поражением. Зато при умелом командовании можно было победить и при значительном численном перевесе неприятеля.
К чему это все? Да к тому, что Gettysburg! по своей идее один в один повторяет Fields of Glory. С той разницей, что значительно возросли стратегические возможности, а действие разворачивается уже во времена гражданской войны в Соединенных Штатах.
Является ли вторичность недостатком игры? Ни в коем случае — потому как о Fields of Glory сейчас уже мало кто помнит. Как прямое родство с King’s Bounty ни на грош не умаляет значения Heroes of Might&Magic 1/11, так и прямое родство с Fields of Glory не умаляет значения Gettysburg!. Игра относится к жанру real-time wargame (как, например, Close Combat или российское «Противостояние»), предоставляя играющему реальную возможность поучаствовать в эпическом сражении, не утруждая себя длительным и монотонным тасованием безликих квадратиков-юнитов.
История в виртуальном переложении

Перед началом каждого из сценариев на схематической карте местности показывается, как развиваются события. Что только прибавляет положительных эмоций к общей картине естественности и реалистичности игры.
В Gettysburg! вам предстоит очутиться на поле боя и возглавить армии, приведя их к победе в сражениях, которые действительно имели место быть в те решающие дни. И, разумеется, исход войны, происходящей на виртуальных пространствах, может оказаться несколько иным, чем то было в действительности. Все зависит от ваших полководческих талантов. И от того, на чьей стороне вы решите выступить.
Все баталии воссозданы в Gettysburg! с детальной точностью. Во-первых, в игру скрупулезно были перенесены все ландшафты окрестностей Геттисберга. Во-вторых, полностью соответствуют действительности численный состав сил противников, а также их расположение перед началом сражений. И, разумеется, не оставлены без внимания исторические личности тех командиров, которые принимали участие в боях. Все они присутствуют в игре, причем каждый обладает именно той степенью талантливости, которая была присуща ему на самом деле.
Однако не это самое главное. Приятен сам подход к воссозданию сражений тех дней. Gettysburg! на поверку являет собою нечто большее, чем просто набор битв, которые следуют одна за другой. Все совершенно иначе. В начале игры вы выбираете, за какую из сторон собираетесь играть, после чего оказываетесь на первом поле брани. В зависимости от того, выиграли вы или проиграли, меняется и сюжетная линия. В перерывах между сражениями вам показывают маневры противоборствующих армий, пытающихся занять наиболее выгодные позиции. Так что проигрыш в одной из битв вовсе не означает поражения во всей геттисбергской кампании. Сказать, кто одержал верх, можно будет только по истечении всех трех дней.
Гений полководца
Итак, в чем заключается командование армиями? Конечно. Gettysburg! -прежде всего тактическая игра. То есть вашей задачей является разработка общего плана сражения, который, безусловно, заключается в осмысленном маневрировании войсками и нанесении точных ударов по рядам противника. Однако вряд ли стоит думать, что играющему предстоит только передвигать свои батальоны. Нет, играя в Gettysburg!, вы получаете возможность узнать все тонкости командования баталиями того времени.Прежде всего, вы можете выбрать тип боевой формации ваших подразделений. Всего их три, а именно колонна, линия и цепь. Как и следовало ожидать, каждому построению свойственны определенные преимущества и недостатки. Так, колонны солдат легко могут с большой скоростью передвигаться по дорогам, но совершенно неспособны немедленно включиться в боевые действия. Для этого им сначала придется изменить формацию, например, выстроиться в линию. Вообще же надо сказать, что линейное построение наиболее приспособлено к сражению и дает возможность атаковать ряды вражеских армий с наибольшей силой. Однако в определенных ситуациях, когда, например, нужно прочесать какую-то местность, больше подойдет цепь.
Помимо образования формаций, существует и масса других команд которые вы можете отдавать своим батальонам. Прежде всего это приказ перейти от затяжного боя к стремительной атаке. Обычно подобная тактика может принести успех, когда вы бросаете сразу несколько подразделений на уже ослабленные боем силы врага. Не сомневайтесь, неприятель побросает оружие и кинется наутек.
Не сомневайтесь и в том, что перевес далеко не всегда будет оказываться на вашей стороне. Для таких случаев существует команда медленного отступления, когда ваши армии тихо двинутся назад, продолжая при этом постоянно отстреливаться. Подобная тактика позволит избежать бегства с поля боя в том случае, когда враг уже теснит ваши ряды, а моральный дух солдат еще достаточно высок, чтобы продолжать сдерживать неприятельский натиск. Разумеется, можно отдать и команду к немедленному отступлению Как, впрочем, и приказ стоять на месте и держать оборону до последнего. Хотя большинство солдат, как правило, ценят свою жизнь значительно выше ваших приказов и при существенном перевесе сип неприятеля могут потерять самообладание.
Внимательно наблюдая за картиной сражения, вам может потребоваться быстро провести подкрепления из другой точки, и тогда очень кстати может оказаться приказ ускоренного передвижения. Если вы отдали его, то соответствующий полк пойдет вдвое быстрее, хотя это и повлечет за собой быстрое нагнетание стрессовой ситуации в рядах солдат.
Кстати, особенно это может быть полезно, когда где-то неподалеку находятся вражеские пушки, ведущие хаотический огонь по вашим рядам. Отдав приказ быстрого передвижения, вы можете поднять на ноги один из батальонов и попытаться захватить ценную артиллерию противника. Для этого достаточно просто добежать до орудий. Их захват произойдет уже автоматически.
Помимо команд существует и вспомогательный интерфейс, который легко поможет узнать, например, радиус видимости у каждого из батальонов. Надо заметить, что вражеские армии видны только тогда, когда находятся непосредственно в видимой зоне. Да и генералы могут возглавлять подразделения только в том случае, когда они могут их видеть. Так что порой бывает полезно проверить, а видны ли командующему его батальоны…
Патриоты отчизны

Перед началом битвы показывается, кто именно возглавит противоборствующие армии и поведет их к победе или поражению
Но далеко не это самое главное. В Gettysburg! все ваши войска обладают собственным уровнем моральной стойкости (мельком об этом уже говорилось), и когда он достигнет низшей отметки, солдаты непременно побегут с поля боя, и потребуется немало времени, пока они придут в себя и смогут вновь вступить в битву. Так вот, присутствие в рядах войск командира крайне важно, поскольку солдаты под началом талантливого полководца сражаются значительно более самоотверженно, чем сами по себе. Разумеется, командиров а начале каждого сражения у вас не так уж и много, но вы сами можете выбрать, какие из боевых подразделений они возглавят.
Помимо присутствия главнокомандующего, на моральный дух солдат влияет и общая картина боя. В зависимости от наличия подкрепления с левого и правого флангов меняется их уверенность в победе, э стало быть, крепнет стойкость в бою.
Перед началом каждого сражения вам сообщается про опытность тех или иных батальонов. Говоря про моральный дух каждого из них, нельзя не сказать, что ветераны в бою не только эффективнее, но и значительно более хладнокровны. Так что, планируя сражение, в качестве главной наступательной силы стоит использовать опытных солдат, оставив новобранцев для защиты с флангов. Но вряд ли стоит посылать их а бой всех сразу, скопом. Никогда не помешает оставить и несколько дивизий в резерве, дабы суметь использовать их в качестве козыря, когда настанет решающий миг битвы.
Рельефный ландшафт
Ландшафт в Gettysburg! трехмерен (только не путайте трехмерность всей игры в цепом с трехмерностью ландшафта как такового). Для удобства осмотра вы можете повернуть карту местности на любой угол, а также выбрать одну из степеней масштабирования.
Трехмерность местности в данном случае ведет, прежде всего, к точному выполнению всех физических законов. Так, при подьеме на холм скорость передвижения ваших ваши солдат значительно снизится. Помимо того, с холма открывается более широкий вид так что занятие высоты является важным стратегическим достижением. Еще бы, ведь это одни из лучших позиций, на которых можно занять оборону, тем временем заслав в тыл к неприятелю несколько ваших отборных батальонов!..
Просторы под Геттисбергом действительно широки. И это не только леса, поля и реки, но также и болота, плантации, каменистые возвышенности… Каждый из типов местности обладает своими характерными чертами. К примеру, лес отлично защищает армии от огня противника, но передвижение по нему изрядно затруднено. А вот пшеничные поля дюже пригодны для засад. Если ваши солдаты залегли в них, то до начала передвижения или стрельбы их не видно. И неприятеля можно запросто завести в западню, изобразив массированное отступление.
Достоинства графики перечислили? Отлично. Теперь перечислим ее «недостоинства».
Начнем с того, что трехмерный ландшафт — это здорово. Но похоже, что графический движок для него создавался в большой спешке. Ничем иным нельзя обьяснить, каким образом лошадь, тащащая за собой пушку, способна проехать насквозь через дом (при этом она из виду пропадает, однако явно движется по полу дома). Несколько странно смотрится и возможность расстреливать юниты, находящиеся среди построек, а также то, что юниты при этом гибнут, а вот постройкам на рвущиеся на крышах пушечные ядра глубоко наплевать. Ни огонька на них не покажется, ни дымка не мелькнет.
Гигантские просторы под Геттисбергом, помещенные вовнутрь одной игры, в итоге превращаются в карту несусветных размеров, которая подгружается в память не полностью и в связи с этим лри вращении постоянно перерисовывается. То есть пока происходит вращение, вы видите нечто из авиасимупятора начала девяностых, а когда оно прекращается — идиллию, представленную на картинках. Впрочем, как вскоре стало известно, данная несуразность вовсе не есть «преднамеренный» недостаток игры, это попросту каким-то образом неотловленный баг. Устраняющий его патч можно скачать с сайта www.firaxis.com.
Победить генерала Ли
Во-первых, существует целых 4 уровня сложности, и даже на первом АI действует вполне обдуманно. При максимальной же сложности вы встречаетесь с действительно достойным и, что самое главное, честным противником. Сильным настолько, что он оказывается в состоянии дать фору даже бывалым игрокам. Однако самое приятное заключается в том, что AI различается не только по сложности, но и по тактике ведения боя. Перед началом каждого сражения вы можете выбрать одну из 9 тактических схем, каждая из которых будет соответствовать любимой стратегии одного из реально существовавших полководцев. Именно он и выдвинет против вас свои войска.В общем, Gettysburg! — одна из немногих стратегических игр, где играть один на один с компьютером сплошное удовольствие. Однако существует и полный спектр многопользовательской поддержки.
ГРОМЯ ДРУЗЕЙ ПОД ГЕТТИСБЕРГОМ
Вряд ли вас удивит поддержка модемной, сетевой и интернетовской игры. Все это уже давно стало стандартом. Однако даже на этой, казалось бы, проторенной дорожке разработчики из Firaxis смогли поместить небольшой сюрприз. Заключается он в возможности переговариваться голосом на muttiplayer. Конечно, сама эта возможность уже давно не является новинкой, но 8 стратегии она встречается впервые.Плюс к этому радует, что возможно не только проходить раз за разом исторические битвы, но и каждый раз создавать случайную карту местности со случайно расположенными на ней войсками. Таким образом, играть можно практически бесконечно (было бы желание). И особенный смысл это приобретает на multiplayer, где игроки могут встретиться на неизученной ими, только что сгенеренной карте.
Сид Мейер и real-time wargame
Не смотря на все богатство игровых возможностей, Gettysburg! вряд ли сможет достичь большого успеха в России. Депо здесь в том, что Gettysburg! весьма и весьма специфичен, а среднестатистический российский игроман просто не привык еще к таким играм. Многим Gettysburg! покажется просто-напросто скучноватым. А если принять во внимание и значительную упрощенность игрового процесса, то некоторые и вовсе удивятся тому, почему мы так превозносим Gettysburg! над тем же Battlegrund. Другими словами, Gettysburg! — явно игра не для всех.
Хотя, с другой стороны… С другой стороны, Gettysburg! диаметрально отличается от любых стратегий, которые сейчас есть на игровом рынке и позволяет отрешиться от бремени отчаянно клонирующих одна другую стандартных real-time’OB. Если не принимать в расчет Fields of Glory, то основное преимущество Gettysburg! заключается именно в оригинальности идеи, а также в реализме изображения сражений.
Что же касается вопроса о том. насколько Сид Мейер продолжает оставаться Сид Мейером, перейдя в другую компанию… Перед нами — первая игра Firaxis. Качественная и необычная игра, являющаяся серьезной заявкой на будущее, но вряд ли имеющая шанс надолго закрепиться в хит-парадах игрового мира. И думается, на данном глубоком умозаключении можно закончить рассказ о Gettysburg!
Петр Давыдов
Навигатор игрового мира №8, 1997
Оценка: 8.2/10
Советуем почитать:
- Обзор Sid Meier’s Gettysburg | Страна игр
- Сид Мейер идет на войну. Gettysburg! В ожидании игры| Game.EXE
- Age of Empires: превью журнала Навигатор игрового мира
- Рождение новой легенды? Sid Meier’s Gettysburg! | Страна игр
- Моя родина – Gettysburg. Рецензия | Game.EXE
- Sid Meier’s Gettysburg! Руководство и прохождение. Навигатор игрового мира
- REAL-TIME-STRATEGY: кризис перепроизводства