Культура – это то, что заставляет ваши границы расширяться. Городу нужно производить культуру, чтобы расширять область, которую он контролирует. Если город не производит культуру, его границы не будут больше, чем 8 клеток, которые окружают клетку с самим городом.
По мере того, как «очки культуры» набираются, они расширяют границы города при достижении следующих значений (для нормальной скорости):
10 (границы города увеличиваются до 21 клетки, которые находятся в городском радиусе и могут обрабатываться)
100
500
5000
50000 («Легендарная» культура)
Культура также повышает защиту города – это бонус обороны в процентах, который указывается на карте рядом с названием города.
Вдобавок, военные юниты врага не могут использовать ваши дороги, так что культура эффективно замедляет их движение (дороги, построенные вне культурных границ, AI использует как свои собственные, т.е. скорость его движения по ним увеличивается — прим. GobblinS).
Постройки, которые производят культуру (дают какое-то количество очков культуры): Обелиски, Храмы, Библиотеки, Университеты, Театры, Монастыри, Замки, Академии.
Постройки, которые увеличивают культуру (повышают её на определённый процент): «Соборы» (у каждой религии есть один такой собор с особым названием, но все они поднимают культуру на 50%), Телевизионные башни, Эрмитаж.
Специалист-артист также производит дополнительные очки культуры.
Некоторые цивики прямо или косвенно поднимают культуру:
Свобода слова на 100% увеличит производство культуры в каждом городе
Кастовая система позволяет иметь неограниченное число специалистов в каждом городе (артистов, торговцев и учёных — прим. GobblinS), некоторых из которых вы можете использовать в качестве производящих культуру артистов
Меркантилизм даёт вам одного бесплатного специалиста в город, которого вы, вновь, можете использовать в качестве производящего культуру артиста
Большинство Национальных и Мировых Чудес также производят или увеличивают культуру.
Все Религиозные Чудеса (Святыни) производят 4 очка культуры.
Ваша государственная религия в городе производит одно культурное очко, 5 очков, если это «святой город», в котором эта религия была основана. При Свободе вероисповедания или при Язычестве все религии в городе производят одно очко культуры.
Если вы играете за лидера с Креативным трэйтом (Хатшепсут, Людовик XIV, Фредерик, Кир, Кублай Хан, Екатерина – до Варлордов; Август, Хатшепсут, Людовик XIV, Кублай Хан, Екатерина – после Варлордов), все ваши города производят дополнительно два очка культуры.
Создание в городе Шедевра Великим Артистом даёт этому городу 4000 очков.
Вы можете победить в игре, опираясь на культуру, имея три города, которые достигли Легендарной культуры (50000 очков культуры и более).
Ранние этапы игры
Расширение границ города на начальной стадии игры может быть критичным для доступа к прилегающим ресурсам, для захвата территории и так далее.
Дикие звери не будут заходить в пределы ваших культурных границ. Военные же юниты варваров, однако, определённо будут это делать.
Самым ранним доступным улучшением для культуры, и одним из самых дешёвых, является Обелиск (требует знания Мистицизма; стоимость постройки: 30 молотков; в Варлордах/БТС переименован в Монумент). Стройте их, чтобы увеличить культурные границы, если ваш город не производит культуры. Учитывайте, что они быстро утрачивают свою силу (с изобретением Календаря). В БТС, однако, срок их жизни существенно продлён, так как они перестают действовать после Астрономии.
Чудо Света Стоунхэндж даёт Обелиск/Монумент в каждом городе. С целью получить Обелиски/Монументы вы можете захотеть построить это чудо. Скорее всего, вам придётся вырубать лес, чтобы опередить цивилизации AI (т.е. срубайте лес рядом с городом, который его строит). Хотя, как и Обелиски, он быстро перестаёт действовать – с изобретением Календаря (Астрономии в БТС).
В Обелисках/Монументах и в Стоунхэндже нет необходимости, если вы играете за лидера с Креативным трейтом, так как ваши города сразу автоматически производят 2 очка культуры в ход – это эквивалентно двум Обелискам/Монументам. Будет лучше, если вы сконцентрируетесь на других постройках и чудесах.
Как только в одном из ваших городов появляется религия, вы можете строить в этом городе Монастырь, а затем строить Миссионеров и распространять свою религию. Если эта религия является вашей государственной религией, каждый город с этой религией производит 1 очко культуры в ход.
Все постройки, которые производят культуру, будут производить удвоенное количество от своего начального уровня после того, как пройдёт 1000 игровых лет с момента их сооружения.
Пока я кормлю голодных, меня называют святым. Но стоит мне спросить, почему они голодают, как меня называют коммунистом— Дом Хелдер Камара, Civilization IV