Руководство и прохождение Galactic Civilizations от Игромании. Часть 2
- Часть 1: Среда обитания. Галактика. Корабли
- Часть 2: Колонии. Строительство. Политика. Наука. Расы.
- Часть 3: Война. События. Стратегия победы
Колонии
У каждой звезды, как я уже говорил, может быть несколько планет. И многие из них, если не все, можно в принципе колонизировать. Однако достаточно эффективна только колонизация планет качеством 15 или выше (качество планеты написано рядом с ней в окошке справа при щелчке на звезду). На планетах с качеством ниже 15 население будет постепенно уменьшаться — тем быстрее, чем ниже качество планеты. Впрочем, показатели 14 и даже 13 можно рассматривать, поскольку уже с самого начала вы можете повысить качество планеты специальным проектом, а в дальнейшем это можно будет сделать еще несколько раз (в том числе один раз — глобально, всех планет сразу).Это интересно: при колонизации часто вам предлагают выбор из трех вариантов — скажем, убить мирно живущую там расу, переселить ее в резервацию или потесниться самим (причин для такого выбора бывает множество, часто довольно забавных). Этот выбор определяет, насколько «добрая» или «злая» у вас раса (выгодный выбор — «злой», невыгодный — «добрый»).
Поначалу, как я уже упоминал, нужно «застолбить» за собой максимум звезд, причем желательно — далеких, а потом уже «добивать» их, высаживая новых колонистов. И не забывайте о том, чтобы препятствовать колонизации противника! Это может быть очень эффективно — однажды мне удалось таким образом «отхватить» первым систему, где впоследствии были построены 4 колонии.
Опыт подсказывает: интерфейс все же требует того, чтобы к нему привыкнуть, после того, как колонизатор долетит до звезды, он исчезнет с основной карты, а справа появится окошко с планетами. Необходимо в нем щелкнуть на ту планету, куда следует высаживаться. Поначалу мне было неудобно — никаких сообщений о высадке, просто появляется окошко справа, как при обычном щелчке на звезду..
Каждая колония — планета, на которую вы высадились — имеет ряд параметров. Это, помимо качества планеты, объем налогооблагаемого населения, уровень лояльности («Moral»), доходы и расходы планеты.
Объем налогооблагаемого населения — это количество людей, которые не скрываются от налогов. Он зависит не только от собственно количества населения планеты (которого вы не знаете), но и от уровня лояльности (который в свою очередь значительно зависит от налогообложения). То есть, иначе говоря, если вы начнете драть с людей три шкуры — они мало того, что будут довольны, но еще и ничего не станут платить! Очень поучительный эффект, и очень удачный ход разработчиков. В экономической теории этот эффект известен довольно давно.
«Влиятельность» планеты зависит от ее населения, положения, а также построенных на ней сооружений. В случае, если рядом с вашей удаленной колонией есть несколько влиятельных планет противника, вы можете просто потерять колонию — ее население переметнется к оппоненту. И наоборот, если вы можете распространить свое влияние на сектор противника…
Помимо численности населения и влиятельности, каждая планета имеет «производительность», которая тем выше, чем больше на ней есть соответствующих зданий (центров производства, энергостанций и т.п. — внимательно читайте описания строений при выборе следующей постройки!).Вообще, вы можете одновременно в каждой колонии вести два проекта — военный (корабли) и социальный (здания и т.п.). Через некоторое время, когда ваша наука серьезно шагнет вперед, а колоний будет больше десятка, управлять каждой из них в отдельности станет довольно нудной процедурой. Для этой цели в игре предусмотрены губернаторы (правда, доступные только при соответствующих государственных э… строях). Нажмите в экране управления планетой кнопку «Details» — и вы сможете там назначить губернатора. Разным губернаторам вы можете задавать разную последовательность постройки (это делается в Domestic Policy — Governor). Очень удобно, если освоиться.
Строительство
Проектов, как вы уже, я думаю, поняли, есть два вида: военные и социальные. Военные проекты — это любые корабли, в том числе — сугубо мирные. Социальные — все строительство на планете, опять же, как мирное, так и нет. Так что деление на самом деле — по принципу «летает — не летает».
Производственные ресурсы планет распределяются между проектами в соответствии с государственной политикой, которую вы устанавливаете как единую для всех колоний. Иначе говоря, одна планета не может заниматься на 70% социальными инвестициями и на 30 — военным строительством, а вторая — 50 на 50. Это ограничение заставляет тщательно продумывать как общегосударственную, так и планетарную политику.
Кроме того, каждый проект, который вы заканчиваете, обходится в дальнейшем планете в определенную сумму на поддержание, и это тоже следует учитывать.

Внешний вид этого робота, сообщающего вам о новой изученной технологии, тоже меняется в зависимости от alignment.
Такая специализация при столь жестком ограничении на глобальность политики распределения ресурсов возможна благодаря тому, что не вложенные в проекты производственные ресурсы возвращаются вам деньгами. Следовательно, исследовательские планеты могут не строить ничего, будучи вдобавок денежной базой, а военные и социальные могут также приносить определенный доход если в них прикрыть соответственно социальные и военные проекты.
При этом — что важно — проект можно купить вместо того, чтобы производить. В таком случае он будет завершен в следующий ход, а с вашего счета будет снята кругленькая сумма… Впрочем, она может быть менее кругленькая, однако в последующие месяцы придется кое-что доплачивать… решать — вам. Может, нанять финансового директора?
Это интересно: посмотрите внимательно на названия компаний, у которых можно купить проекты. Слово Mitrosoft вам ничего не напоминает? В игре есть еще по крайней мере одна компания, списанная с реальной (подскажу — в описании технологий встречается ее название). Найдите ее!
Помимо возможности купить проект за наличные, вы можете также выписать обязательства (иначе говоря, наделать долгов). Правда, такая возможность у вас есть только при положительном балансе на момент подписания бумаг. Если же денег на вашем счете меньше, чем -500, все проекты в империи будут заморожены, пока их уровень не достигнет положительной отметки. Будьте внимательны с деньгами!
Особняком стоят проекты глобальные и уникальные. Иногда у вас будет возможность построить сооружение, или создать продукт, которые будут доступны только вашей расе (сооружения могут быть одно на расу или даже одно на галактику — своего рода чудеса света, товары — монопольные, т.е. на них права получает раса, построившая их первой). Причем эти проекты будут давать преимущества в определенной области каждый. Выберите область, которую вы хотите развивать, в соответствии с вашими планами на победу — и постарайтесь построить эти сооружения до того, как их построят оппоненты.
Глобальное управление. Внутренняя политика

График развития науки. Провал в последние годы объясняется внезапным появлением сильной агрессивно настроенной враждебной расы — на моей собственной планете!
По мере развития вашей науки, вы сможете менять политическую систему, в которой существует человечество. Чем «свободнее» система — тем эффективнее она экономически (и больше налогов дает!), но тем сложнее держать в хорошем настроении массы. Почитайте описание системы, прежде чем к ней переходить. Однако на мой взгляд — чем свободнее, тем лучше. Доход оправдывает все.
После того, как вы уйдете от имперского способа правления, с некоторой периодичностью будут происходить выборы в сенат. Если в момент выборов уровень признания вас среди людей низок, вы потеряете контроль над сенатом, что выльется в довольно серьезные минусы к «способностям» расы (какие именно — зависит от того, какая у вас партия). Поэтому следите за тем, когда следующие выборы, и снижайте налоги перед ними.
Помимо налогов, у вас есть только один источник дохода, не связанный при этом с уровнем лояльности населения. Это — торговля. Торговать следует обязательно, посылая торговые корабли, как только появляется возможность, как можно дальше и к как можно более богатым планетам. Однако помимо этого, вы можете торговать еще много чем — технологиями, кораблями… даже планетными системами! С некоторых рас можно выторговать довольно большие деньги за устаревшие уже по вашим меркам технологии. Не забывайте об этом способе дохода.
Наука
Научный прогресс — ключ ко всему. И этим все сказано. Технологическое развитие расы определяет ее экономический, социальный, военный, дипломатический потенциал… Поэтому как только экономика позволяет — развивайте науку. Стройте научные сооружения, выделяйте ресурсы на научные исследования (там же, где определяете политику распределения по военным и социальным проектам). Не забывайте только о том, что все это — удовольствие недешевое.Что касается остального… наука в Galactic Civilizations — тема для отдельной статьи. Взгляните на дерево технологий — и вы со мной согласитесь.
Самое интересное, что какие именно области науки развивать, в крайне значительной степени зависит от вашей тактики победы. Так что всегда держите под рукой дерево технологий (см. прилагаемый рисунок), сверяйтесь с ним. Не стесняйтесь также заглянуть на www.galciv.com в энциклопедию за описанием. Решения, которые вы принимаете, определяют судьбу галактики, в конце концов!
Расы. Внешняя политика
Помимо «старших» рас, которые борются за господство в галактике и количество и «разумность» которых вы определяете в начале, есть также «младшие» (Minor) расы. Они не стремятся к господству и, как правило, мирно живут в своем секторе, особенно из него не выходя. При этом «младшие» расы могут быть очень богаты, а торговые пути, установленные прилетевшими от них торговыми кораблями, приносят серьезный доход. Кстати, «младшие» расы могут появляться и в процессе игры.

В самом деле, открыв секрет популярности Бритни Спирс, можно считать, что вы знаете уже почти все...
Опыт подсказывает: ограничение на количество торговых путей касается только тех маршрутов, которые вы прокладываете сами. Другие расы могут их к вам протягивать сколько угодно (каждая в рамках своего ограничения). Доход от торгового пути получают обе стороны. Так что можно торговать со всей галактикой — и купаться в роскоши. Если, конечно, удастся удержать мир.
Кроме того, им можно продавать технологии (устаревшие и даже не очень) или что-нибудь еще…
«Младшие» расы также являются причиной войн между «старшими». В самом деле, если ваш противник получает доход от торговли с какой-то мелочью, не лучше ли эту мелочь несколько придавить? Но он заинтересован в своем доходе, и если решится — будет ее защищать. То же касается и вас — своих протеже придется прикрывать от опасностей галактики… Все это добавляет вкуса в пресную, казалось бы, галактическую политику.
Каждая раса характеризуется определенным влиянием, которое рассчитывается, исходя из расположения и влиятельности принадлежащих ей планет. После того, как расы встретились, и вами был изобретен Галактический Переводчик (Galactic Translator), с некоторой периодичностью начинает собираться Галактический Совет (United Planets), решающий глобальные вопросы жизни всех рас. Это крайне любопытный инструмент разработчиков, позволяющий во время игры несколько подкорректировать ее правила — тому, у кого хватит влияния. Скажем, изменить минимальный порог скорости строительных кораблей. Или разместить у какой-то расы «галактическую тюрьму», позволив ей пользоваться бесплатным трудом преступников. Или даже… всем поделиться между собой технологиями! Представляете, ушли вы в технологический отрыв, забыли про влияние, а тут…
Решение на Галактическом совете принимается голосованием, при этом голосуют расы своими «очками влияния». Самое же интересное — в том, что эти «очки влияния» можно покупать и продавать! А решения ГС бывают, как вы, полагаю, поняли, крайне серьезными. К счастью, о его сборе предупреждают за месяц (в правом нижнем окне, где показываются все достаточно значимые события).Помимо участия в голосованиях ГС, вы можете вести глобальную политическую жизнь, просто общаясь с расами. И здесь вам сильно поможет умение в области дипломатии.
Опыт подсказывает: вы можете предполагать, каков будет ответ на ваш запрос, по цвету надписи внизу. Постарайтесь добиться, чтобы этот цвет стал зеленым — и вам вряд ли откажут.
Вы можете также шпионить за расами, а также дестабилизировать обстановку на их планетах (снижать лояльность). Террором заниматься нельзя — да и не нужно. Эти здания вам пригодятся, когда вы завоюете эти планеты, или они сами к вам переметнутся.
Ну и конечно, в любой момент вы можете объявить расе войну.
Советуем почитать:
- Galactic Civilizations. Лучшие компьютерные игры
- Руководство и прохождение Galactic Civilizations от Игромании. Часть 1
- Galactic Сivilizations для OS/2. Обзор от PC-REVIEW
- Гайд-обзор игры Galactic Civilizations: Altarian Prophecy от Игромании
- Galactic Civilizations II: Dread Lords. Обзор от проекта КС2
- Руководство и прохождение Galactic Civilizations от Игромании. Часть 3
- Как установить и активировать мод для Galactic Civilizations II