Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » GalCiv » Galactic Civilizations » Galactic Сivilizations для OS/2. Обзор от PC-REVIEW

Galactic Сivilizations для OS/2. Обзор от PC-REVIEW

Стратегия и космос — тема настолько благодатная, что можно только удивляться, почему посвященных этой тематике игр так мало. До недавнего времени фактически единственной достойной игрушкой этого жанра был Master of Orion (конечно, существуют еще и VGA Planets, но это — PBEM-игра со всеми сопутствующими ей ограничениями).

Master of Orion иногда называют продолжением другой игрушки фирмы MicroProse — всемирно известной Civilization. В какой-то степени это правильно, но только если исходить из принципа «на безрыбье и рак рыба». Конечно Master of Orion прекрасен, но это в большей степени WarGame, а не стратегия. Вспомните хотя бы от скольких компонентов зависело экономическое состояние каждого города в Цивилизации. И что осталось в Master of Orion? Фабрики? Негусто.

В этой статье мне хотелось бы рассказать об игрушке, которая в действительности является продолжением Цивилизации Сида Мейера. К сожалению, в России она малоизвестна. Увы — Galactic Civilizations предназначена для OS/2, а этой операционной системой у нас пользуются мало и в основном те, у кого на игры времени хронически не хватает. Возможно, ситуация измениться с появлением новой версии OS — Merlin, а пока — Galactic Civilizations обречена на прозябание. Впрочем, причина здесь не только в операционной системе.

I. Сюжет («Как было дело»)

Вы помните, чем заканчивается Civilization? Правильно, основанием внеземной колонии. А теперь представьте, что корабль с колонистами не долетел до Альфы Центавра. Именно с этого и начинается Galactic Civilizations.

В начале игры у Вас есть космический корабль с колонистами, попавший через подпространство в новую галактику, а все остальное зависит от вас — плодитесь и размножайтесь. Или, как советуют авторы Galactic Civilizations: «Expand, Develop and Defend yourself».

По сути, цель игры и средства ее достижения — полностью аналогичны Цивилизации. Планеты вместо городов, космические корабли вместо старых боевых единиц, наука, дипломатия, войны. Ну и, естественно, противники; их количество (от 1 до 5) и личные характеристики Вы сможете настроить перед игрой — от гения до безмозглого (это не означает, что с безмозглым будет очень легко справиться) и от злобного до доброго (включая нейтральные и хаотические натуры). Все противники человекоподобны и несколько напоминают псилонян из Master of Orion. Это несколько однообразно, но, по-моему, это лучше, чем абстракционистское разнообразие изображений противников в Ascendancy, граничащее с отсутствием вкуса.

Кстати, сам играющий тоже может быть как «хорошим», так и «плохим». Это — не только оценка конкретных действий в процессе игры, но и элемент сюжета. От поведения играющего будут в известной степени зависеть доступные технологии (и в самом деле, зачем доброму правителю «Звезда Смерти»).

Итак, на что Вы будете смотреть в течение всей игры? Авторы Galactic Civilizations в полной мере реализовали возможности интерфейса OS/2. Фактически, на экране всегда будут присутствовать три окна: карта сектора, общая карта галактики и окошко с графиками, отражающими развитие Вашей империи.

Вся галактика разбита на квадратные сектора, в каждом из которых несколько звездных систем. Когда Ваш корабль вплотную подходит к изображению звезды, Вы можете кликнуть на нем и перейти в экран звездной системы. Каждая звезда имеет несколько планет, варьирующих по своей ценности от 0 (абсолютно бесполезные) до 30. Собственно, основная задача первой фазы игры — найти приличные миры для колонизации.

Переходы из одного сектора в другой (разбиение на сектора — это чистая условность) возможны через карту галактики или при помощи особых кнопок на карте сектора. Что здесь особенно неудачно, так это то, что изображение галактики при переходе из сектора в сектор изменяется скачками: поставить границу между секторами на середину экрана не удастся.

Большая часть управляющих функций в Galactic Civilizations привязана к 8 кнопкам у левого края экрана. Нажатие на любую из них приводится к появлению дополнительного окошка. И вот на содержании последних стоит остановится поподробнее.

II. Бразды правления («Чего мы могем»)

1) Кнопка с изображением планеты. При нажатии на нее, на экран выводится сводная таблица с основными данными обо всех Ваших владениях. Клик мышкой на любой строчке таблицы приводит к переходу на экран управления конкретной планетой.

Для «цивилизатора» управление не должно вызвать какие-либо осложнения: все интуитивно понятно. Коренное отличие здесь состоит только в том, что на каждой планете одновременно реализуются два проекта: «военный» и «социальный». Деление, конечно, условное (корабль-колонию, в принципе, можно отнести к военным проектам, а вот наземную оборону — к социальным — вряд ли), но удобное. Вы можете одновременно строить «юнит» и развивать инфраструктуру. Собственно говоря, информация, представленная на экране управления планетой, и сводится к тому, что строится и сколько условных единиц тратится на каждый проект. Забегая немного вперед, отметим, что имеющиеся у Вас средства можно распределить между «военными» проектами, «социальными» проектами и научными исследованиями можно только в масштабах всей империи. Если нет желания ждать, когда проект будет реализован, то можно получить его за наличные, причем даже в кредит.

Кстати, на планете можно построить и «чудо света», например Галактическую Биржу или Зоопарк с Динозаврами.

Возможность балансировки экономики на планетарном уровне реализуется через кнопку Detail в окне управления планетой. Здесь можно распределить местный бюджет на поддержку морали населения, экономику (военную и социальную), научные исследования. Балансировка очень полезна для улучшения морали подданных. Проблемы с «осчастливливанием» населения в Galactic Civilizations намного серьезнее, чем в Цивилизации. Другие пути увеличения данного показателя — снижение налогов (об этом чуть позже), постройка на планете определенных сооружений и уменьшение загрязненности. Интересно, что повысить мораль можно еще одним способом. Постройте транспорт, загрузите его колонистами и выведите на орбиту. Мораль у людей, оставшихся на планете, повысится (видимо со страху).

2) Кнопка с иконкой Galactic Civilizations. Это просто список всех Ваших космических кораблей. Управление ими удобно осуществлять дополнительными кнопками в нижней части экрана. Каждый из комических кораблей имеет свой бортовой журнал, в который заносятся все сведения о контактах с потенциальном противником. Никаких выдающихся особенностей в ведении боевых действий у Galactic Civilizations нет — Вам просто сообщат о результате. Победивший космический корабль получает определенное количество повреждений, для устранения которых надо вывести корабль на орбиту вокруг своей планеты.

3) Кнопка с колонной. Дипломатия и шпионаж. Никаких особых изысков. Можно побеседовать с другим императором, потребовать дань, заключить союз, обменяться технологией. Тут же можно определить финансирование шпионской и диверсионной деятельности. В этом же окошке существует кнопка Instruct Governors. Инструкции целиком и полностью сводятся к определению порядка постройки различных зданий на планете.

Не забыта и торговля. Цивилизаторские верблюды превратились в торговые корабли, но по-прежнему устанавливают торговые пути между городами (то есть планетами). А вот размер дохода от каждого маршрута зависит не только от его протяженности и богатства планеты, пославшей торговца. Перед заключением сделки придется поторговаться. Что особенно радует, прибыль от торговли обоюдная. Ваши противники тоже присылают торговцев к планетам, и Вы получаете от этого постоянный доход.

4) Кнопка с тремя «движками». Единственная ее функция — распределение бюджета на военные и гражданские проекты и на науку. Весь доход, который Вы получите от планет будет сначала поделен между всеми планетами, а затем разделен в указанной пропорции на армию, строительство и науку. Правильно установить соотношение между развитием отдельных направлений — это один из ключевых стратегических вопросов. В Цивилизации данная проблема более сглажена, а потому, установке этого соотношения в Galactic Civilizations зачастую не уделяют серьезного внимания. Так что хочу предупредить: необдуманные эксперименты с распределением бюджета могут загнать экономику вашей империи в тупик буквально за несколько ходов.

5) Кнопка со своеобразной золотой штуковиной (что это, я так и не понял). Здесь можно определить величину налогов и общий размер расходной части бюджета. В доход, помимо налогов, идет прибыль от космического туризма (для каждого сектора в начале игры устанавливается собственная величина) и от торговли с другими империями. Здесь же можно узнать про отчисления на содержание флота и о наличии кредитных платежей.
Выше 30% налоги лучше не поднимать. Дело в том, что рост населения планеты в Galactic Civilizations в отличие от Цивилизации зависит от того, насколько счастливы Ваши подданные. Поднимите налоги до 100%, и они все от Вас сбегут.

6) Кнопка с лампочкой. Наука в футуристических играх — вопрос, заслуживающий отдельной статьи. Если в Цивилизации и ее ближайших родственниках последовательность научных открытий и их значение были вполне понятны и не вызывали особых споров, то в играх, сюжетно привязанных к будущему, развитие науки зависит главным образом от фантазии гейм-дизайнера. Реальным отражением такого подхода к делу может служить Ascendancy, с ее гигантским (и, признаюсь, весьма занятным) деревом знаний. Другой выход из положения в полной мере реализован в VGA Planets и явственно ощущается в Master of Orion — отказ от развития качественного в пользу развития количественного — совершенствование конкретных технологий (пресловутое Improved Terraforming).

Galactic Civilizations относится к играм первого типа. Перечислять изобретения мы не будем, но отметим безусловно прекрасную находку авторов игры — «злые» и «добрые» технологии, возможность доступа к которым зависит от действий играющего. Вершина развития науки — Галактический Мир (Galactic Peace) и Владение галактикой (Galactic Domination). Обладание этими технологиями означает победу соответственно для «доброго» и «злого» игрока. Честно признаюсь, что лично мне доиграть до таких высот пока не удалось.

7) Кнопка с листом бумаги. Разное. Главным образом здесь можно получить различную информацию: 5 крупнейших планет, чудеса света, демография, сравнения цивилизаций по различным параметрам и боевые потери.

Кроме того, Вы можете узнать общую характеристику вашей цивилизации. Здесь Вам в двух словах объяснят, что Вы из себя представляете, то есть каков уровень ваших достижений и какой ориентации (доброй, злой, нейтральной) Вы придерживаетесь. Как я уже говорил, ориентация имеет значение для доступа к определенным технологиям. Кроме того, «добрым» цивилизациям как правило охотно помогают другие «добрые» расы, а «злые» — имеют определенный бонус в развитии. Выбор между добром и злом реализуется в значительной степени путем, напоминающим Castles. Вот конкретный пример: на найденной Вами планете уже есть аборигены. Что с ними делать? Одно из трех — извести под корень, загнать в резервацию, мирно сосуществовать (последнее снизит доход от планеты). Вот и выбирайте. А последствия будут.

Наконец, смена правительства. Довольно забавная вещь. Есть возможность выбора между империей, звездной демократией и звездной федерацией — разница в том, насколько «свободны» Ваши подданные, что в свою очередь влияет на их «счастливость». В отличие от Цивилизации, в которой менять тип правления можно когда, заблагорассудится, в Galactic Civilizations смена правительства возможна не всегда. Дело в том, что, когда Вы отказываетесь от императорского титула, избирается парламент и возможность последующих реформ будет зависеть от результатов голосования. Еще один интересный момент — Вам сообщат имена Ваших политических оппонентов. В моем случае это были Поль Атридес и Эмили Болл. Впрочем, в Galactic Civilizations 2 имена лидеров парламентских фракций менее узнаваемы.

Восьмая и последняя кнопка — с изображением дискеты. Тут, думаю, вопросов нет — загрузка и сохранение игры, а также уход в отставку.

III. Бочка дегтя на бочку меда.

С основного недостатка игры мы начали эту статью. Хотя, если перефразировать известный анекдот, ориентированность на OS/2 — это не недостаток, это судьба.

Реальные недостатки у Galactic Civilizations тоже есть. Прежде всего многооконный интерфейс. Утверждение, конечно спорное, и все же, попытка направить в нужное русло производство на конкретной планете вполне может привести к экрану, сплошь заваленному окнами. Конечно, убрать их потом несложно, но и особого удовольствия эта процедура не доставляет.

Графика — явно бедновата. Несколько оживляют игру анимационные вставки (векторные) и все же, по графике Galactic Civilizations сильно отстает даже от Цивилизации.. Тот же самый упрек можно отнести и к Galactic Civilizations 2(demo). В целом можно сказать, что в игре присутствует огромное количество прекрасных идей, при полном нежелании потрудиться над их пристойным воплощением в жизнь.

Вот конкретные примеры. Разве так трудно вставить в игрушку возможность посмотреть изображение своей планеты со всеми построенными зданиями? По-моему, нет. Я ведь не 3D-анимацию имею в виду. А в результате все «социальные» проекты и «чудеса света» оказываются полной абстракцией из шести процентных величин. В 1992 это было бы приемлемо, в 1996 — нет. Тот же самый упрек — к научным достижениям. Ну хорошо, описание имеется, но, если изобретаешь фазер или универсальный транслятор — почему нельзя посмотреть на его изображение? Если уж взялись за продолжение Цивилизации, можно было бы подумать о Цивилопедии. И не говорите мне про документацию. Сидеть и изучать руководство, прежде чем сделать ход, можно в PBEM-играх. При игре с компьютером такой подход не оправдан.

Боевые единицы. Здесь промолчу. Дело в том, что мне так и не удалось увидеть Shipyards — приложение к Galactic Civilizations, которое, по слухам, делает возможным дизайн кораблей. Если это так, то единственная претензия к юнитам та же — плохая графика.

И наконец, долго я не мог понять: почему в начале игры большая часть звездной карты закрыта. Посмотрите на небо в конце концов — звезд видно сколько хочешь. Ответ на вопрос я нашел в файле с описанием Galactic Civilizations на одном из серверов в Интернете. Оказывается, закрытая карта — это один из бонусов искусственного интеллекта. Компьютерные противники эту карту видят и могут соответственно планировать свои передвижения.

Каков же вывод? Игра безусловно представляет интерес для любителей стратегических игр, то есть для тех кто считает главным идею, а не ее реализацию. Идей в Galactic Civilizations более чем достаточно, и, по-видимому, ими и обусловлен ее высокий рейтинг. Тем не менее, боюсь, что широкая распространенность, сравнимая хотя бы с Master of Orion или Ascendancy (искусственный интеллект в которой, как мне кажется, намного хуже) Galactic Civilizations не ждет.


А.Лебедев, 1996

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Винтовка рождает власть — Мао Цзедун, Civilization IV


Книги по шахматам