Не старайтесь поместить первый город в самом выгодном месте. Время, утраченное на поиск такого места, будет утрачено навсегда. Как можно быстрее начните производство войск. Разведав с их помощью территорию, Вы найдете более благоприятные места для создания будущих городов.
Как можно быстрее начните строительство дорог. Дороги дают деньги, а без них медленно развивается наука.
Постарайтесь как можно раньше «изобрести» письменность (writing). Это важнее всех прочих научных и культурных достижений. Не важно, откуда Вы начинаете свое развитие — с острова или из глубин континента. При всех условиях письменность является основой для развития прочих знаний и создания библиотек, университетов и многих Чудес Света. Открытие письменности служит Вам в этой игре дольше, чем любое другое возможное научное открытие.
Как можно раньше примите решение о том, в какую же игру Вы хотите играть. Может быть, Вы хотите стать первооткрывателем или завоевателем новых территорий и покорить земной шар. В этом случае Вам надо начать собирать войска и подкапливать ресурсы еще до конца этого тысячелетия.Если же Вы хотите придерживаться мирного пути развития и ориентируетесь на создание прочного и стабильного государства, Вам также следует создать войска и оборонительные сооружения, необходимые для защиты от вражеских набегов.
Рост населения — Ваша главнейшая задача. До конца первого тысячелетия игры у Вас должны быть основаны и активно работать по крайней мере три города, а на подходе должно быть еще несколько.
Поскольку рост населения и создание городов имеют такое большое значение, Вы можете не использовать свои драгоценные отряды поселенцев (SETTLERS) для того, чтобы обработать каждый доступный клочок земли. Это можно сделать с помощью новых отрядов попозже. В начале игры — самое главное создать новые города.
По периметру своего государства располагайте оборонительные сооружения и воинские формирования. По мере того, как цивилизация будет расти, надо будет расширять и этот оборонительный периметр.
При возможности использовать поселенцев для проведения каких-либо работ, используйте их в первую очередь для строительства дорог. Дороги дают существенный доход, но это не самое главное. При наличии дорог внутри страны Вы сможете оперативно перебрасывать войска для отражения внешней агрессии. Возможность оперативного маневра войсками позволит сократить расходы на производство и содержание армии.
При первой же возможности начните в одном из Ваших городов строительство какого-либо Чуда Света (WONDER). Такие достижения оказывают благотворное влияние на дальнейшее развитие цивилизации и, конечно, увеличивают Ваш счет. Но помните, что если Вы затяните с их созданием, то это сделают Ваши оппоненты.
Любой ценой обретите «гончарное дело» (POTTERY). Без амбаров и зернохранилищ (GRANARY) у Вас нет никаких шансов для быстрого роста населения и развития городов.
Не замыкайтесь на какой-то одной избранной стратегии. Будьте готовы в любой момент поменять концепцию развития. Очень часто мирный характер развития сюжета может смениться военным. Нередко оказывается, что проще и дешевле отправить экспедиционный корпус и захватить вражескую территорию, чем держать войска и отражать постоянные набеги. Не пытайтесь играть против логики развития игры. Старайтесь слиться с нею.
На ранних этапах развития игры слабые города с трудом справляются с одновременным развитием и сельского хозяйства и промышленности. Попробуйте сосредоточиться на чем-то одном, но периодически переключайтесь. Когда нужно увеличить народонаселение, занимайтесь земледелием, а когда есть необходимость в получении какой-либо продукции — займитесь промышленностью.
И под доспехами вкусят враги Веса стального монаршьей руки, В бегстве пред конунгом нашим бессильно Впору гаутам приделывать крылья.— Сага о Харальде Прекрасноволосом, The Last Kingdom. Medieval II: Total War