Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » City Building » Caesar III » Caesar III. Обзор журнала Страна игр

Caesar III. Обзор журнала Страна игр


SimCity на улицах Древнего Рима. Раньше эта концепция вполне себя оправдывала. Думается, оправдает и теперь.

Время неумолимо. Годы, словно кадры фильма, сменяют один другой, тасуются эпохи, бесконечная череда поколений уходит в небытие. Вечны лишь камни; осколки прошлого, молчаливые свидетели истории — как жаль, что они не умеют говорить! Ведь только они хранят память о людях, живших много тысячелетий назад, о древних империях и их правителях, о славных победах и горьких поражениях…
Но сегодня мы способны повернуть время вспять: пусть ненадолго, пусть лишь на миг, на день, на час, но окунуться в мир прошлого, в жизнь величайшего из государств древности— Римской империи. И не просто зрителем — нет, нам предстоит возвести свой город и править им, сражаться с врагами Рима, поклоняться богам и торговать… И в итоге самому оказаться у руля великой державы, став цезарем.
Нужно лишь позволить игре захватить себя, поверить в нее. Готовы? Тогда вперед — в прошлое, в мир Caesar III!

ПЛАТФОРМА: PC
ЖАНР: economic strategy
ИЗДАТЕЛЬ: Sierra On-line
РАЗРАБОТЧИК: Impressions Software, Inc.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРУ: P-190,16 MB RAM,4-x CD-ROM, Direct3D, Win’95
АЛЬТЕРНАТИВА: Sim City 3000

ВЛАСТИТЕЛЬ ИМПЕРИИ

…Да будет мне дано установить государство целым и незыблемым, дабы я, пожиная желанные плоды этого свершения, почитался творцом лучшего государственного устройства и при кончине унес бы с собой надежду, что заложенные мною основания останутся непоколебленными.
Октавиан Август

«Итак, ты снова пришел просить денег. Ха! Может, ты думаешь, что они растут на деревьях подобно листьям?» — в раздражении Цезарь слегка стукнул золотым кубком по подлокотнику своего трона. Впрочем, через мгновение рука его безвольно соскользнула вниз, а неприязнь во взоре сменилась откровенным безразличием. «Ступай! На зтот раз я поверю тебе, и ты получишь деньги. Но твой долг Риму растет — постарайся, чтобы я не пожалел о принятом мною решении. И вот еще… В этом году я хочу получить от тебя двадцать бочек вина. Поспеши».

Позвольте честолюбивым мечтам на секунду завладеть вашим воображением и представьте, что когда-нибудь и вы будете с высоты этого трона принимать просителей и вершить судьбы людей. Но до этого еще далеко: начав игру в роли простого горожанина, вы должны пройти долгие одиннадцать ступеней карьеры, на последней из которых и ждет вас долгожданный императорский трон.

Каждая новая ступень дает право выбрать для своего правления город а точнее — местность, в которой этот город нужно будет незамедлительно построить. Рим выделяет на расходы немного денег, и вы остаетесь наедине с необходимостью возводить здания, размещать горожан, кормить их, налаживать отношения с богами, торговать, отражать атаки врагов — словом, со всеми повседневными делами градоначальника. Впрочем, не так уж и наедине: в управлении городом и всеми его жителями, за исключением разве что воинов, вам всегда готовы помочь советники.

Для своих горожан вы являетесь единоличным властителем, приказы которого не обсуждаются и исполняются беспрекословно. Но есть силы, стоящие неизмеримо выше простого градоначальника, и с ними приходится считаться.

Прежде всего, это сам Цезарь. Будущий экс-правитель империи весьма строп так, например, если через год после вышеприведенного разговора город снова залезает в долги, карьера его «отца» имеет все шансы скоропостижно прерваться. То же относится и к подаркам, периодически и безвозмездно отсылаемым в Рим (к вину, например) — лучше не нарушать положенного срока, и тогда расположение Цезаря всегда будет стабильно высоким.

Также не стоит забывать и о богах, злая воля которых может в мгновение сломать и разрушить хрупкое равновесие жизни города. Им нужно поклоняться, их приходится «задабривать», постоянно следя за малейшими проявлениями недовольства.

Каждый раз вместе с очередным назначением вы будете получать определенный «план минимум», достигнув которого, можете надеяться на повышение. Сюда входит уровень науки, респектабельность города, состояние мира, отношение императора и необходимое число жителей.

СТРОИТЕЛЬСТВО

В этом квартале я не был больше года. Как же изменился он за это время! На смену покосившимся лачугам бедняков пришли роскошные каменные особняки с широкими лестницами и фонтанами. Там, откуда еще совсем недавно доносился веселый перестук молотков мастеров-оружейников, теперь раскинулся тенистый сад, волшебный оазис прохлады в царстве летнего зноя. По вымощенной разноцветной плиткой мостовой прогуливались нарядно одетые люди. Я шел среди них, не узнавая знакомых мест.

Строительство города нашей мечты должно начинаться с малого — с жилых домов. Все, что от вас требуется, — это просто пометить маленькими табличками участок, на котором означенным домам предполагается стоять. Из загадочной темноты горизонта к отмеченным местам сразу же потянутся вереницы тележек с домашней утварью, влекомые желающими обрести новый дом переселенцами. И вот на месте табличек волшебным образом возникают разномастные палатки. Все дальнейшее время дома будут сами менять свой облик с женской простотой и непринужденностью, в зависимости от уровня жизни их обитателей.

Жильцы — народ капризный, и никакой дом не сможет развиваться, пока они не будут полностью довольны его окрестностями. Право слово, со времен Римской империи и по наших дней идеал жилищных условий не очень-то изменился: рядом с домом должна быть вода, еда, врачи, пожарники и милиция, что-нибудь сеющее доброе, разумное, вечное и что-нибудь развлекательное. Все же индустриально-технические сооружения должны находиться как можно дальше и не портить своим внешним видом, шумом или запахом впечатление людей от окружающей среды.
Прежде всего, у палаток должен появиться колодец с водой. Затем — префектура и инженерный пост, служащие которых будут патрулировать улицы, предотвращая преступления, пожары и обвалы зданий.

Окружающую дома дорогу желательно в исторически короткие сроки превратить в плазу — что-то вроде разноцветной плитки, которой выкладывается заданный участок. Это существенно повысит престижность района, и если поблизости (но не у самого порога!) появится еще и рынок с продуктами, можно смело ожидать изменений — дома станут лучше, больше и красивее.

Чтобы обитателям новых великолепных знаний было где работать и чем питаться, где-нибудь неподалеку выстраиваются фермы и ремесленные ряды, а также хранилище всего растительного — granary. После этого можно смело заниматься дальнейшим благоустройством территории.

О том что волнует жильцов в тот или иной момент, можно узнать, щелкнув правой кнопкой мыши на доме. Это касается и всех остальных сооружений в игре: необходимое число рабочих, количество запасов (если там что-то нужно запасать), общее состояние и специальные приказы — вся эта информация становится доступной по простому щелчку. Кстати, если вы не слишком хорошо себе представляете, для чего служит та или иная постройка, — по тому же щелчку можно обратиться и к исторической справке, содержащей довольно интересные рассказы практически о каждом сооружении того времени. Точно так же можно «поймать» курсором любого горожанина на улице и узнать, кто он такой, куда направляется и даже о чем думает, и, порой, рассказы эти могут оказаться весьма интересными и полезными…

«Все, терпение лопнуло! Эта ленивая корова с огромной корзиной — разносчица с рынка — сегодня вновь не удосужилась свернуть к моему дому. В полдень ее визгливый голос доносился с соседней улицы, по которой она тащилась с неспешностью черепахи, встревая по дороге во все склоки. Но у фонтана она повернула обратно к рынку, не дойдя до моего дома всего несколько шагов!
Голодный и раздосадованный, я попытался заснуть, ибо еще древние говорили, что сон побеждает голод. Но не тут-то было… Дети из соседней школы, эти неугомонные создания, которым, похоже, никогда не суждено повзрослеть, затеяли какую-то игру перед моим домом, галдя при этом, как стая воробьев. К тому времени, как я прогнал их оттуда, сон мой улетучился без следа.
Все не так в этом городе! Решено: завтра с восходом солнца, покуда летний зной еще не опустился на землю, я уезжаю отсюда».

Не все виды построек доступны с самого начала игры: почти на каждом новом этапе появляется два-три незнакомых строения. И это правильно — согласитесь, не особенно интересно раз двадцать подряд возводить один и тот же город на разных территориях. Вспомните Settlers 2: да, первые уровни давали нам новые конструкции, однако уже с четвертого-пятого сценария ничего не менялось. Именно поэтому я так и не доиграл до конца в эту великолепную игру. Мне просто стало скучно. И тем отрадней, что разработчикам Caesar III удалось избежать сего досадного промаха.

Но я немного отвлекся. Итак, благоустройство. В первую очередь жильцам понадобится чистая вода из фонтанов, но их-то как раз просто так на голой земле не построишь. Значит, на берегу близлежащего водоема воздвигаем резервуар, поблизости от города еще один, и соединяем их между собой акведуком. Теперь можно и с|юнтан построить, а заодно с ним еще и парочку деревьев сада или красивую статую.

Помните такой лозунг «Хлеба и зрелищ!»? Ну вот, едой своих людей вы вроде бы обеспечили, пора подумать и о развлечениях. Увеселительных заведений в Римской империи—тьма тьмущая, просто выбирайте несколько объектов размером поменьше и один большой (например, три театра и один Колизей). Ну, а чтобы неизвестная болезнь коварно не подкосила лучших обитателей города, желательно обзавестись если уж не госпиталем, то хотя бы несколькими клиниками, парикмахерскими и— обязательно! —лечебными ваннами.
Плюс ко всему перечисленному — университет, школа и парочка библиотек, тогда ваши жильцы будут вполне довольны жизнью, а дома благополучно перескочат еще на пару уровней повыше. Их дальнейшее развитие будет зависеть уже от наличия на ближайшем рынке различной утвари — горшков, мебели и т.п.

О торговых и военных сооружениях мы поговорим немного позже, а сейчас несколько слов по поводу карты. С помощью особого меню вы можете, глядя на нее, получить информацию о доступности жителям тех или иных зданий, о территории города, имеющей доступ к резервуару, и, самое главное, — об опасностях. Угроза пожаров, разрушений, криминала — все это отражается на карте, и можно сразу же, не меняя режима, попытаться исправить ситуацию.

РЕМЕСЛЕННИКИ И ЗЕМЛЕПАШЦЫ

«Еще ребенком, помню, по дороге 8 школу я всегда пробегал мимо ремесленных рядов. Весело перекликались гончары, и на их вертящемся круге обыкновенная глина внезапно становилась изящным кувшином или вазой. Неподалеку гигантский пресс устало ухал, выдавливая из очередной порции опив ароматное масло. Но сердцем десятилетнего юнца безраздельно владела оружейная лавка, то самое наполненное жаром кузнечного горна место, где в таинственном полумраке куски невзрачного железа волшебным образом превращались в щиты, панцири, мечи и копья — в оружие, достойное настоящих мужчин».

Обеспечить население города соответствующим числом рабочих мест — первейшая задача любого уважающего себя правителя. Томящийся от безделья горожанин делается весьма печален и при малейшей возможности старается покинуть вас навсегда. Однако помимо безработицы есть и другая, не менее важная проблема — питание. Именно из-за нее в первую очередь рекомендуется развить сельское хозяйство. Оливки, пшеница, фрукты и овощи — произрастанию всего этого способствуют плодородная земля и мягкий климат Апеннинского полуострова, были бы фермы да рабочие руки. Часть собранного урожая труженики села отвезут в ближайшее хранилище, а часть— в ремесленные ряды, где из олив будет получено чистейшее масло, а виноград превратится в вино. Помимо земледелия, на более высоких уровнях можно заниматься заготовкой мяса и рыбы.

Но город растет, а вместе с ним растут и потребности населения. Одной еды людям уже мало, и начинаются капризы: нужна глиняная посуда, нужна мебель. Наступает время бурного развития промышленности. И тут уж все зависит от того, чем богаты ваши земли. Если за городской стеной раскинулись обширные леса, значит, самое время начать заготавливать древесину и строить столярные мастерские. Если скальная порода скрывает в себе нерастраченные запасы железной руды, значит, город будет хорошо обеспечен оружием, нужно лишь построить шахту и кузницы. Ну, а по берегам рек часто встречаются месторождения глины, из которой гончары делают посуду.

Очень важно, чтобы в каждом здании вашего города грудилось ровно столько человек, сколько требуется. Особенно это касается мастерских — в противном случае они просто будут работать вполсилы. Распределением рабочих мест занимается один из советников, и вот в его «деятельности» я вижу, пожалуй, единственный недостаток игры.

Приведу простой пример: как-то я навлек на себя гнев богов тем, что в трех из пяти их храмов не хватало жрецов. Просто так направить необходимое количество человек на эту работу нельзя, можно лишь указать советнику по кадрам приоритетность указанного направления. Но религия, как род деятельности, почему-то совмещается со службой в правительственных учреждениях, и вместо того, чтобы послать ШЕСТЬ человек молиться в храмах, мне приходится выделять СОРОК горожан на все направление. Сразу же падает производство, и в городе начинается голод. Приходится следующий уровень приоритетности присваивать ремеслу, но тут же медицина лишается своих служащих… И так — до бесконечности. Правда, об этой проблеме совершенно не задумываешься, когда в городе хватает жителей на все рабочие места.

ТОРГОВЛЯ. ФИНАНСЫ

«Раннее утро. Порт. В гавань величественно вплывает торговый корабль, гость из далеких Сиракуз. Неспешно швартуется, и сразу же сонный квартал взрывается топотом бегущих по каменной мостовой ног — носильщики спешат на склад за товаром. Все уступают дорогу их громадным телегам: отходит в сторону суровый префект, сворачивает в ближайший проулок рыночная торговка, стайкой воробьев разлетаются игравшие возле школы дети. Пока скряга-торговец отсчитывает свои динарии, гигантская стрела крана перегружает на судно товар — бочки с вином, которым так славится этот город».

Торговля является основным источником дохода. Когда народец уже основательно накормлен и получил всю хозяйственную утварь, до которой только смог дотянуться, лишний товар и продукты начинают пылиться в хранилищах или загромождают и без того узкие улочки города. Так почему бы не поделиться всем этим с соседями, особенно за свободно конвертируемые динарии? На карте империи легко отыскиваются города, которым просто страсть как хочется делать бизнес именно с вами. Если на пути нет водных преград — совсем хорошо, достаточно лишь построить склад и ждать торговые караваны. Если же море встало на пути торговых сделок века, без порта не обойтись. Сюда будут приплывать корабли из других городов (погрузкой и разгрузкой, кстати, придется заниматься вашим рабочим).

Наконец, подготовка закончена, и теперь самое время навестить советника по торговле и определиться с тем, что вы, собственно, собираетесь экспортировать. Цены на все товары намертво зафиксированы в специальной таблице, совсем как в советское время; менять их может лишь высокое начальство из столицы, причем о каждом изменении вас извещают отдельным письмом. В списке товаров наверняка найдется и что-нибудь такое, чего в родном городе никогда не было, но нужно просто позарез. Если партнер готов этим «чем-то» торговать, все дальнейшие сделки с ним будут обыкновенным бартером; если же нужды нет ни в чем, казна города будет подумать солидное денежное вливание с каждым визитом гостей — был бы товар.

Другой важный источник если уж не дохода, го, по крайней мере, равновесия вашей финансовой империи — налоги. Так уж повелось с древнейших времен, что за право жить в городе человек должен платить. В идеале — чем лучше живет, тем больше платит, и поскольку игра представляет собой мир вымышленный, то стремится она как раз к такому идеалу.

Сбором налогов занимаются чиновники, служащие в форумах. Со списками в руках ходят они по улочкам города, оповещая население о необходимости расставаться с деньгами и о новой ставке налога. Если 8 городе присутствуют исключительно богатые кварталы, денег с них можно содрать побольше, ну, а для ютящегося 8 лачуге бедняка и 5% может быть чересчур много.

Налоговым вопросом ведает советчик по финансам: помимо полной информации о денежных делах (доходы, расходы, баланс и тому подобные бухгалтерские мелочи), с его помощью устанавливается единая ставка налога, и у него же можно получить выраженное в процентах число зарегистрированных для уплаты жителей. Если число это едва переваливает за 50%, значит, форумов построено маловато, и часть населения бесстыдным образом увиливает от выполнения своего гражданского долга и не хочет пополнять своими деньгами городскую казну.

А расходов в избытке. В первую очередь, это строительство: за каждое построенное здание, за каждый засыпанный овраг, за каждую плитку мостовой приходится платить большие деньги. Причем, если фермы и мастерские моментально окупаются, то все остальные здания являются ничем иным как вашим подарком городу и людям, живущим в нем. К тому же деньги уходят на зарплату рабочим и вам, любимому. Собственно, последнее даже излишне: конечно, собственные сбережения приятно радуют глаз, но вот потратить их можно только двумя способами: отправив очередной подарок императору или передав в дар городу. Зато в карманы рабочих ежемесячно уходят вполне солидные суммы, а стоит понизить плату — сразу же начнется повальное бегство из города. Наконец, деньги расходуются на фестивали во славу богов — мероприятия далеко не дешевые, но необходимые.

БОГИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

«Поистине это был печальный гол для всех нас. Еще весной жестокий шторм разметал и уничтожил флотилию торговых кораблей, и купцы не смогли составлять нам свои товары. Хранилища быстро пустели, и призрак голода простер свои крылья над многострадальным городом. Помочь нам могли только боги. Трижды устраивался большой фестиваль во славу Нептуна, и трижды выходил народ на улицы, прославляя его. Наконец, на городском холме был построен новый храм в честь морского бога, и только тогда смилостивился он, и караваны торговец судов вновь потянулись через пролив, дабы пополнить городские запасы и накормить голодных.»

Приглядитесь, по реке плывет овца на бревне - еще одна жертва шторма и юмора программистов

По старинному поверью боги черпают свою силу в поклонении людей, и если число верующих падает, они могу: ослабеть и даже исчезнуть. Так это или нет, точно неизвестно, ясно только одно: небожители безмерно ревнивы, и, восхваляя их, нельзя отдавать предпочтение кому-то одному. Равным должно быть число храмов, построенных во славу каждого, да и народные фестивали должны посвящаться всем без исключения богам — хотя бы потому, что каждый из них общается со своими верующими по незатейливому методу кнута и пряника.

Церера — богиня плодородия. При добром расположении к вам она способна ускорить созревание урожая, но в гневе безжалостно уничтожает посевы.

Нептун — бог моря, покровитель моряков. Только он может обеспечить безопасный путь морским караванам торговых кораблей, но он же способен вызвать сметающий все на своем пути шторм.

Меркурий — бог торговли, покровитель бродяг и авантюристов. От него зависит успех торговых сделок, и только он способен похитить запасы из хранилищ — если ему чем-то не угодили.

Марс — бог войны. Расположение этого бога материализуется в дух, который незримо хранит ваш город, уничтожая любого врага, появившегося поблизости. Рассерженный же невниманием к собственной персоне Марс может восстановить против вас окрестные племена (угроза, если честно, не слишком серьезная).

Венера — богиня любви. Очевидно, любви населения к вам, так как в игре она распоряжается настроением горожан, повышая и понижая его по собственному усмотрению.

Таковы боги этого мира: безмерно далекие, недоступные пониманию простых смертных могучие небожители, в то же время очень напоминающие обычных людей своими чувствами и амбициями. Им легко угодить, и их нужно иметь в роли своих покровителей. Советник по религии всегда расскажет о настроении богов, а советник по развлечениям поможет устроить фестиваль в их честь.

ВОЙНА

«Войска готовились к битве. Римские легионеры неподвижными ровными рядами выстроились на краю равнины. Царила полная тишина. Это холодное спокойствие перед боем всегда вселяло арах и неуверенность в сердца врагов, и этот раз не стал исключением. Когда первые лучи восходящего солнца отразились от щитов воинов и вспыхнули подобно пламени, темная шеренга одетых в шкуры варваров нестройно заколебалась, словно они желали развернуться и бежать от врага. Но нет… Подбадривая себя резкими гортанными выкриками, племя устремилось в атаку.
…Огромное поле казалось безжизненным и пустынным. Возвращаясь в лагерь, легионеры забрали с собой немногочисленных убитых и раненых. И только лежавшие то тут, то там неподвижные тела варваров напоминали об очередной победе Римской империи.»

Конечно же, никто не пытался сделать Caesar III настоящей военной стратегией. Враги присутствуют как раз в той мере, чтобы лишний раз подтвердить старую поговорку: «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал». Вам попросту не дают целиком уйти в строительство и на копление денег, испортив тем самым все впечатление от игры уже к третьему уровню: почти всегда существует реальная угроза нападения неприятеля, а, значит, нужно беспокоиться об обороне своих владений, тренировать войска и готовиться отразить атаку.

Основной защитой городу служат, конечно же. стены. Двойные, с широким проходом по кромке для часовых и с массивными арбалетами на башнях, они серьезной преградой возвышаются на пути врага, внушая мирным горожанам чувство защищенности. Военных сооружений, как таковых, в игре не так уж и много. Бараки (по неведомой мне причине это здание может строиться лишь в единственном экземпляре) поставляют рекрутов, эдаких универсальных солдат начального уровня подготовки, пригодных как для простого патрулирования стен, так и для дальнейшего обучения. В различных фортах рекруты проходят дополнительную подготовку, после чего превращаются в настоящих воинов — кавалеристов, легионеров, копьеносцев… Есть еще и военная академия, само присутствие которой в городе существенно повышает качество тренировки солдат.

Сражение чаше всего протекает по накатанной схеме. Если врагов немного, а город окружен двойными стенами с множеством башен и баллист, войска не покидают форта, а вы с ленивым любопытством наблюдаете за тем, как остатки утыканного аренами неприятеля спешно упирают за линию горизонта. Когда же оскорбленный столь хамским к себе отношением враг собирает большое войско, перед городскими воротами его встречают стройные шеренги ваших легионеров. Задача «комитета по встрече» — притормозить наступление и задержать врага. Ну, а основную работу берут на себя все те же баллисты да копейщики на стенах.

Доблестные воины — единственные персонажи игры, которыми вы можете управлять непосредственно (и то не каждым в отдельности, а только целым легионом). Диапазон управления не слишком широк: построение различными колоннами, сигнал к атаке и готовность разворачиваться и убегать в нужный момент. Причем, позорно дезертировавшие остатки легиона, вернувшись в форт, надолго теряют способность к ведению военных действий: мораль у них, видите пи, падает. Поэтому следовать историческим реалиям и каждый раз встречать врага в чистом попе, не имея за своей спиной поддержки «тяжелой артиллерии», наверняка не стоит.
Зато следует учесть вот что: со свойственной ему бесхитростностью и прямотой враг обычно выбирает одно-два слабых места в обороне города, которые и атакует в течение всего уровня, не утруждая себя поискам других брешей. Так что вполне резонно пожертвовать частью территории и окружить город не одним, а двумя кольцами стен с башнями, хотя бы в местах вероятного нападения противника. Тогда относительно спокойная жизнь будет обеспечена.

ПАМЯТЬ ВЕКОВ

Народ приветствовал своего нового императора. Он возвышался над ликующей толпой, внешне спокойный и равнодушный, но в душе его волнение смешивалось с восторгом, и хотелось смеяться и петь, а еще громко, до небес, воскликнуть: «Да, я достиг этого!»
Здесь мы и расстанемся с ним, пусть восторгается своим триумфом и пусть будет лучшим правителем, чем его предшественники. Он молод и еще успеет насладиться своей властью, но пройдет всего лишь несколько десятилетий, и войска варваров, долгие годы пытавшихся завоевать Рим. наконец, одержат победу. Мая за свои прошлые поражения, они подвергнут город невиданному разграблению, безжалостно уничтожая бесценные произведения искусства. Римская империя захлебнется в крови и пожарах, и великой мощи ее уже никогда не суждено будет возродиться, как не суждено подняться из руин прекрасным зданиям древнего Рима.

P.S. В процессе написания этой статьи реально происходившие события порой приносились в жертву литературному вымыслу. Да простят меня за это историки.

ДОСТОИНСТВА
Идеально рассчитанный баланс между строительством, войной и торговлей — это именно то, что было необходимо игре такого жанра.

НЕДОСТАТКИ
Раз за разом, из уровня в уровень приходится отстраивать город что называется «с нуля».

РЕЗЮМЕ
Гармоничная, красивая и стильная игра, достойный конкурент все еще «строящемуся» Sim City 3000.


Максим Заяц
Страна игр #13(32)’ 1998

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Выживает не сильнейший из видов, но тот, что лучше прочих приспосабливается к изменяющейся среде — Чарльз Дарвин, Civilization IV


Книги по шахматам