Играем в магнатов. Transport tycoon | обзор журнала Магазин игрушек
Игра Transport tycoon, выпущенная Microporose в конце 1994 года,- по сути, первая ласточка среди «игрушек» с милым, почти китайским названием tycoon (по-английски это «магнат»). Огорчу поклонников «аркады»: здесь им не удастся вволю набегаться и настреляться, так как tycoon’ы — это настоящие «думалки».
Тем не менее, смысл игры прост как божий день: требуется заработать побольше денег и, соответственно, помешать в этом благородном занятии своим соперникам заколачивание долларов, марок, фунтов и даже иен (выбор валюты — целиком на вашей совести) происходит на фоне самых разнообразных ландшафтов с помощью автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Итак, вы благополучно запустились и выбрали подходящий уровень сложности (для начала неплохо остановиться на EASY). Перед вами открывается двухмерное игровое пространство (правда, игрок смотрит на него сверху под определенным углом). Экран разделен на две части: меньшую — это пиктограммы управления и большую — собственно поле игры. Существуют различные промышленные объекты, которые нужно связать между собой: ферму с фабрикой, угольное месторождение с электростанцией, лесоповал с лесопилкой Для каждого груза предназначен определенный вид транспорта (вагоны, машины ит.д.) При этом вряд ли стоит транспортировать древесину автобусом, а домашних животных — в вагоне, оборудованном под перевозку драгоценностей.
Игра начинается с любезной просьбы ПК ввести имя и выбрать внешность менеджера вашей компании (речь/как вы понимаете, идет о вас). Далее следуют: выбор цвета вашей фирмы и несколько странное предложение BUILD HQ (не пугайтесь, это всего лишь просьба построить офис). Поначалу ваши апартаменты смахивают на маленькую, древнюю избушку но курьих ножках, но с ростом вашего капитала офис будет разрастаться. Если же вам удастся достичь актива в 15 миллионов, контора мгновенно превратится в… небоскреб.
Итак, у вас есть небольшой капитал (его можно увеличить, взяв кредит), а на дворе 1930-й — самое время начинать работать на благо американского (английского, японского) народа, шагающего семимильными шагами к свет лому капиталистическому будущему Надо сказать, что игра полностью исторична. Скажем, появление нового, более совершенного вида транспорта совпадает с возникновением его реального прототипа Так, первый вертолет Transport tycoon — это знаменитый Sikorski 1963 года выпуска, что до последней запятой соответствует жизненным реалиям (вертолет Сикорского начал использоваться на авиалиниях именно в 63-м) Не с потолка взяты и технические характеристики машин (грузоподъемность, мощность и т.п.). У того же tycoon’овского «Сикорского» грузоподъемность составляет 40 пассажиров и 15 мешков почты — полное соответствие с энциклопедическими данными!
Ход времени сказывается даже на виде зданий и сооружений. Сначала аэродром представляет из себя, прямо скажем, довольно убогое зрелище: барак (почти что лагерный) с красной тряпицей, символизирующей флаг, и маленький сараеподобный ангар, в котором ремонтируют самолеты Однако уже к 1960-м это вполне современное сооружение с симпатичным аэровокзалом и радиолокационной вышкой, могущее принять одновременно четыре «борта» (было два).
Но это в будущем, а сейчас, напомню, далекий 1930-й, и в вашем распоряжении лишь задыхающиеся паровозы и едва бегающий автотранспорт. Спустя некоторое время после начала игры появляется сообщение о том, что определенный вид услуг в данном месте будет субсидироваться государством. Сразу же хватайтесь за это предложение, так как перевозка груза на субсидируемой линии более выгодна (так, транспортировка полностью затаренного вагона в обычных условиях обходится в 255 фунтов, а на субсидируемой линии эта услуга стоит 3000 фунтов) Обслужить как можно больше поддерживаемых государством линий и не дать сделать это соперникам — это и есть главная хитрость игры. Поверьте, других сложностей в Transport tycoon нет.
О графике «игрушки». Она выполнена на отличном уровне, художники и программисты Microprose традиционно оказались на высоте. Заводы, деревья, месторождения, городские постройки, транспорт и даже расплавленная сталь(!) на литейном заводе — все это очень и очень близко к жизни (не фотореализм, но все же). Симпатичны и анимационные эффекты. Парочка примеров: дым от терпящего бедствие самолета меняет свое направление в соответствии со всеми эволюциями падающего «борта», вид дыма из паровозной трубы меняется в зависимости от загруженности вагонов в составе, от того, движется ли паровоз в гору или с нее… Учтена даже смена времен года: снег, правда, зимой не идет, зато деревья стоят голые, без листьев и т.д.
В меню, устанавливающем сложность игры, есть опция «TYtorial/Demonstrations», с помощью которой можно научиться возведению различных транспортных коммуникаций. Нажав «TYtorial/Dernonstrations», вы выбираете вид транспорта, который хотите изучить: автомобильный, железнодорожный, воздушный или водный. Настоятельно советую посмотреть эти «демонстрашки». Не полюбопытствовав, вы не сумеете разобраться в некоторых нюансах игры.
Коротко о звуке. Аудиосопровождение довольно посредственное, никаких эффектов не предусмотрено, только музыка Правда, надо сказать, что «музыкальная шкатулка» содержит довольно много мелодий.
О недостатках игры. Во-первых, отсутствует меню, которое показывало бы стоимость дорожных материалов: например, только после постройки моста выясняется, что он обошелся вам в кругленькую сумму (бывает и хуже — автор этих строк однажды угрохал на мост все деньги фирмы). Во-вторых, если вы отключили опцию «Происшествия», игра может показаться очень пресной, однако когда опция задействована, плотным косяком прут сообщения об авариях машин, поездов, падениях самолетов и т.п. (а это жуть как утомляет). Что еще? Обидно, например, что при столкновениях машин с поездом, последний даже не охает, зато авто вместе с водителем стопроцентно отправляется в мир иной (так что не пытайтесь перегораживать дорогу ж. д. составу конкурента лаже кучей автомобилей — пустое)…
Заключая, с удовольствием сообщу, что вашему покорному слуге (а я давний поклонник Microprose и стратегических игр) Transport tycoon пришелся по душе: быть магнатом — это так интересно!
Иван Киселев
Магазин игрушек, 1995, №2
Советуем почитать:
- RAILROAD TYCOON. Обзор и практические рекомендации
- Студия Microprose: некролог
- Обзор Sid Meier’s Gettysburg | Страна игр
- Railroad Tycoon («Железнодорожный магнат»)
- Цивилизации всех эпох – объединяйтесь!
- Долгострой стратегического жанра. Sid Meier’s Alpha Centauri
- RAILROAD TYCOON. Все ли могут железнодорожные короли?