Компьютер и дети
У всех родителей есть дети. А у детей дома иногда бывают компьютеры. Впрочем, может быть, это у компьютеров иногда бывают дети? В общем, можно не разбираться в их взаимоотношениях, если они не становятся пугающими…
Компьютерные игры требуют ответной реакции. При работе с ними не просто в мозг игрока поступает очередная порция информации. Здесь есть не только вход, но и выход — как умственный, так и физический. По сравнению с телевизором, компьютер — гигантский шаг вперед. Хотя иногда встречаются игры, которые могут быть столь же плохи, как телевидение или даже еще хуже. Так что за этим надо следить.
Как мать, я вижу два типа игр: игры, которые обучают и игры, которые только развлекают. Некоторые обучающие игры слишком сухи и академичны. Они напоминают учебник. Они годятся только на то, чтобы утомить ребенка. С такими программами могут работать только взрослые студенты, да и то если у них есть достаточная мотивация для учебы. Иные обучающие программы настолько сильно пытаются развлекать, что обучающий фактор оказывается утраченным или незамеченным.
Игры, которые только развлекают, надо тщательно отбирать и уж во всяком случае ограничивать время работы с ними. У себя дома мы держим под паролем все игры и открываем к ним доступ только после того, как сделаны все уроки по обычной школе и по музыкальной.
Выбор игры для ребенка может оказаться делом отнюдь непростым. Коробка всегда выглядит превосходно и надписи звучат вдохновляюще, а вот содержимое часто разочаровывает. Попробуйте поговорить с кем-нибудь, кто уже пользовался этой игрой или почитайте журналы о компьютерных играх. Учтите все особенности: возраст ребенка, его интересы, что для Вас предпочтительнее — мышь или клавиатура. Если мне кажется, что игра не отвечает моим представлениям о ней или как-то иначе разочаровывает меня, я ее немедленно возвращаю. Я покупаю игры ТОЛЬКО у тех, кто дает такую гарантию.
Разбираться с новой игрой надо вместе с детьми. Пусть они участвуют в ее установке и запуске. Попутно они разбираются с тем, как компьютер работает. Вместе распакуйте игру и разберите правила и указания. Немного походите по игре, а заодно оцените ее и прикиньте, соответствует ли игра возможностям детей. Проверьте, нет ли в игре неприемлемых с Вашей точки зрения моментов. Особенно внимательными надо быть в отношении игр, полученных через ИНТЕРНЕТ.
Критически относитесь к возрастным рекомендациям, проставленным на упаковке игры. Дети все разные, они в разное время начинают ходить, говорить и, особенно, читать. Поэтому их способности в отношении игр могут сильно различаться. Например, особенно важно, чтобы текстовое сопровождение игры соответствовало их умению читать. Если ребенок не успевает прочитывать сообщения программы, это действует на него удручающе. С другой стороны, чтение не должно быть и слишком простым — они должны немного напрягаться. Вам надо правильно подобрать настройки программы, чтобы получить от нее эффект.
Для моего 8-летнего сына любимыми играми являются адвентюрные обучающие игры фирмы Sierra — «Ecoquest» и «Lost Secret of the Rain Forest» (Ecoquest 2, — прим. i-ПРЕСС). Он охотно идентифицирует себя с 10-летним Адамом (герой серии Ecoquest, — прим. i-ПРЕСС) и легко усваивает экологические и биологические уроки этих игр. А на коробках этих игр написано, что они рассчитаны на возраст от 10 лет и выше.
Другой его фаворит из игр — «Operation Neptune» от компании Learning Company. Меньше всего он любит игру со скучной музыкой и многократно повторяющимся скроллируемым сюжетом «Treasure Mountain» той же фирмы.
Мой 5-летний сын сейчас только учится читать и ему нужны игры, в которых либо нет текста, либо он прибегает к помощи родителей. Но так или иначе, а мы всегда стараемся быть рядом, когда он занимается с компьютером, так что здесь проблем не возникает. Он любит заниматься математикой в игре «Top Class Learn to Add and Subttract» и любит игру «Zookeeper». Игры, обучающие чтению — «Beginning Reading» фирмы Sierra и «Reader Rabbit» фирмы Laerning Company ему быстро надоели, несмотря на то, что я была от них в восторге. Кажется, ему надо больше визуальной стимуляции, чем его старшему брату в том же возрасте, так что их пристрастия совершенно различны.
Они оба очень любят простые чисто игровые развлекательные игры типа «Commander Keen», но поскольку их развивающий аспект выглядит сомнительным, мы стараемся ограничить их игру, разрешая заниматься этим только после того, как все прочие дела уже сделаны. Оба любят серию «King’s Quest», особенно когда им помогают родители в решении головоломок.
Сейчас многие учителя начальной школы жалуются на то, что им стало трудно удерживать внимание детей без современных технических средств, поскольку дети имеют слишком много экранного времени (телевизор, игровая приставка, компьютер). Поэтому мы стараемся находить разумный баланс между занятиями с компьютером и другими видами занятий: чтение, беседы, настольные игры и игры на свежем воздухе. Наши дети никогда не играли за компьютером более, чем по пол-часа за раз, да и то не каждый день. мы стараемся объяснить им, что в жизни есть еще много других очень важных вещей.
В играх нуждаются все, но в выборе игр, как и в выборе фильмов должен быть твердый родительский подход. Нельзя использовать компьютер (и телевизор тоже) в качестве няньки. Используйте игры как инструмент. Чем больше в них познавательного, тем лучше, но не позволяйте компьютеру преобладать среди всего прочего. Маленькие дети должны в первую очередь научиться читать, и они должны проводить с книгами больше времени, чем с компьютером. Постепенно, с возрастом, можно разрешать больше работать с компьютером, но только до тех пор, пока ребенок проявляет очевидные успехи в других видах учебы.
Придет время и компьютеры займут большую часть жизни детей, но им жить с людьми и в детском возрасте никто иной, как родители должны установить разумный баланс.
(С) Бонни Макивой, 1995 г.
Советуем почитать:
- НЕ ХОЧУ БЫТЬ ПЕШКОЙ
- Кто кого съест и что это значит для нас?
- Типы местности. Colonizopedia
- Команда вашей мечты. Как «по взрослому» создаются компьютерные игры
- ID Software: Кто есть кто
- О ролевых играх
- CD or not CD? Вот в чем вопрос!