ID Software: Кто есть кто
Если спросить обыкновенного пользователя компьютерных игр о том, какая фирма сегодня в наибольшей степени способствует прогрессу в компьютерных технологиях, мы уверены, что большинство назовут ID Software. Это команда, выпустившая |Wolfenstein 3D|, |Spear of| |Destuny|, |Doom|, |Doom II|, |Heretic|. На днях появился |Hexen| |Beyond the Heretic|, а сейчас все играющее человечество с нетерпением ожидает |Quake| — игру, которая по слухам, в который уже раз перевернет наше представление о том, какими должны быть аркадные игры.
А ведь когда-то все начиналось с простой и скромной серии «Commander Keen», в которую входили шесть игр. Ничто тогда не предвещало взрыва «сверхновой» звезды, разве что только невероятное трудолюбие и упорство этих талантливых американских парней. Игры из серии «CK» ничем особым не выделялись ни по графике, ни по дизайну, ни по объему — тогда в 1991 году на платформах «Амиги» и «Атари» было много гораздо более интересных аркадных программ.
Но мало кто тогда обратил внимание на потрясающие темпы их работы и на зубастую стратегию маркетинга. Работая не покладая рук и днем и ночью, без выходных, эта команда наладила такой темп выпуска игр, что смогла реализовать беспрецедентную стратегию маркетинга. Первая игра трилогии объявлялась Shareware и бесплатно поставлялась всем желающим, а последующие продолжения рассылались зарегистрированным пользователям за смехотворно низкую цену.
Сегодня группа из десяти кудесников располагается в красивом здании с затемненными стеклами на окраине техасского городка Мескито. Из этого особняка и исходят одна за другой программы, переворачивающие наши представления о компьютерных играх. Тот факт, что эта команда сегодня оказывает самое сильное влияние на всю индустрию компьютерных игр, признается абсолютно всеми. По-видимому, не осталось ни одной компьютерной платформы, которая не провела бы конверсию игр этой фирмы под свою аппаратуру.
Но ID-Software проявила себя не только как команда гениальных программистов. Экономисты и маркетологи тоже будут долго изучать причины их головокружительного успеха. Сегодня эта группа из десяти человек не только владеет самыми передовыми программистскими идеями, но и показала себя как талантливый дистрибутор компьютерных игр. Здесь, в этом доме на окраине небольшого городка, четко следят за тем, чтобы в десятках тысяч больших и малых магазинов и киосков по всему миру были бы всегда доступны их программы для любых моделей компьютеров и приставок.
***
А начиналось все в далеком 1990-м году, когда Джон Кармак, Джон Ромеро, Том Холл и Адриан Кармак создали первую игру из серии |Commander Keen|. Это была программа |Invasion of the Vorticons|. 14 декабря 1990 года игра была запущена как shareware через компанию Apogee Software. Об этом периоде творчества фирмы Вы можете прочитать в нашем электронном журнале PC-Review N1. Там были опубликованы интервью с компанией ID-Software и с Apogee Software.
Через месяц после этого Джон Кармак, Адриан Кармак и Джон Ромеро оставили свою работу на фирме Softdisk Publishing в Силверпорте (штат Луизиана) и 1-го февраля 1991 года основали кампанию ID Software. В ближайшие месяцы последовали новые похождения Коммандера Кина, а 15 декабря того же года вышла в свет вторая трилогия о нем под названием |Commander Keen: Goodbye, Galaxy!| До всемирного успеха тогда еще было далеко.
В мае 1992 года как shareware вышел первый суперхит группы — |Wolfenstein-3D|. Это уже было рождение «сверхновой». Программа получила всемирную известность. Только зарегистрировавшимся пользователям было продано прямой почтовой рассылкой и через торговые точки более 250 тысяч копий. Количество же нерегистрированных пользователей shareware-версии измерялось многими миллионами уже через несколько месяцев после выхода игры.
1992 год ушел на разработку новых эпизодов и продолжений к |Wolf-3D|. Эта программа и сегодня имеет многомиллионную аудиторию. В мире существует немало пользовательских групп, продолжающих «накачку» новых сценариев и эпизодов к этой игре.
До этого момента ID-Software работала в паре с Apogee Software под чужой торговой маркой. На свою собственную марку команда перешла только 10 декабря 1993 года, когда вышел |Doom|. Успех этой игры был просто феноменальным. Игра открыла новый стандарт, значительно подняла планку «качества» для аркадных игр PC и наконец-то позволила намного опередить видеоприставки, на которых аркадные игры всегда были представлены много лучше.
По-видимому, таким гигантам как IBM, Intel и Microsoft надо молиться Богу на простых техасских парней, ведь это благодаря им в 1994-1995 годах на платформу IBM PC перешли миллионы пользователей по всему миру и канцелярская машина зажила новой, бытовой жизнью.
Конечно, никто не скажет, что с появлением Doom все сразу бросили свои «Амиги» и «Атари» и побежали покупать PC. Нет, все было гораздо хитрее. Просто с такими играми как Doom по новому высветились возможности PC и популярность этой платформы стала бурно расти. На это обратили внимание разработчики игр и стали «почитать делом чести» ставить свои игры не только на «Сегу», «Нинтендо» и пр., но и на IBM, в итоге в 1994-1995 г. интенсивность выпуска игр для PC выросла на 300 процентов. Это не осталось незамеченным издателями, и в эти два года только в одной Великобритании появились более 10 новых журналов, посвященных компьютерным играм для IBM PC, всего же в мире их появилось много десятков. Маховик начал раскручиваться и бурно возрос спрос на компьютеры.
А в это время только по выделенной телефонной линии в ID Software зарегистрировались более 150 000 пользователей |Doom|. Сколько миллионов копий игры разошлось по всеми миру — не пересчитать. Вскоре фирма конвертировала |Doom| на приставки «Atari Jaguar» и «Sega 32X». Конверсии продолжаются до сегодняшнего дня. Только совсем недавно появился |Doom| для «Макинтоша» и сегодня сообщают о конверсии для «Sony PlayStation» (самая популярная сегодня видеоигровая приставка в мире).
10 октября 1994 года вышел новый суперхит — |Doom II|. За дистрибуцию этой игры взялись такие гиганты индустрии как GT Interactive (в США) и Virgin Games (в Европе). Сегодня эта игра держит мировой рекорд по количеству проданных копий (более 750 000), а конца спросу далеко не видно.
Совместно с Raven Software 23-го декабря 1994 года был выпущен |Heretic|. Компания Raven Software до этого специализировалась на «ролевых» играх с содержанием в стиле «фэнтэзи». Ее известнейшие творения — |Shadowcaster| и |Black Crypt|. Новая программа тоже была «запущена» как shareware и если и не снискала такой популярности, как |Doom II|, зато проложила новую линию на сближение жанров 3D-Action и RPG.
Линия на такое сближение оказалась удивительно плодотворной и в конце 1995 года появилась новая игра — |Hexen|. В ней задействовано столь много «новых технологий», что одно их перечисление вывело бы нас за рамки данной статьи. Желающие могут ознакомиться с игрой и методикой прохождения «боссов» в PC-Review, N22.
А в ближайшие дни нас ждет новый шедевр — |Quake|. Летом 1995 года на выставке CES (Consumer Electronic Show) фирма ID Software впервые «рассекретила» некоторую графику из будущей игры — и мир ахнул.
***
Над чем же сегодня работают гении из ID-Software? Теперь, когда к ним пришла всемирная слава, они загружены не только работой над программами. С кинокомпанией Universal Pictures заключено соглашение о постановке кинофильма по мотивам |Doom II|. Это на первый взгляд рядовое событие на самом деле имеет огромное значение. Сколько лет существуют компьютерные игры, столько лет без конца выходят игры-реминисценции на тему известных кинофильмов. И вот, наконец, впервые киноиндустрия пришла «на поклон» к программистам.
Другим крупным мероприятием обещают стать переговоры с организацией International Creative Management (ICM) по созданию сети локальных развлекательных центров, которые еще называют Центрами Виртуальной Реальности. Предполагается, что они будут основаны в первую очередь на сериале «Doom».
В области создания новых компьютерных игр фирма сосредоточится в 1996 году на многопользовательских технологиях. Сегодня основным направлением исследования в фирме стали вопросы коммуникации, модемной связи и т.п. Сколько бы ни трудились программисты над созданием все более и более мощных процедур искусственного интеллекта, пока остается так, что самым захватывающим боевиком может быть только схватка с живыми противниками. Генеральная цель — создание нового стандарта на многопользовательские трехмерные боевики.
Кто есть кто в ID Software
- Джей Вильбур Учредитель, владелец, менеджер
- Джон Кармак Соучредитель, владелец, ведущий программист
- Джон Ромеро Соучредитель, владелец, программист, проектант
- Адриан Кармак Соучредитель, владелец, художник
- Кевин Клауд Владелец, художник
- Майкл Эбраш Ведущий программист
- Дейв Тейлор Программист
- Сэнди Петерсон Проектант
- Американ Мак Ги Пректировщик уровней
- Шон Грин Контроль качества и техническая поддержка
- Донна Джексон Администратор
Советуем почитать:
- Команда вашей мечты. Как «по взрослому» создаются компьютерные игры
- Новый жанр для любителей ADVENTURE
- Прекрасный и яростный мир
- CD or not CD? Вот в чем вопрос!
- «Бродяга» и его потомки
- Жанры компьютерных игр по версии PC-REVIEW
- В потоке новостей. PC-REVIEW выпуск 30, 1996