Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » City Building » Цезарь Иванович не меняет профессию. Emperor: Rise Of The Middle Kingdom — вердикт Игромании

Цезарь Иванович не меняет профессию. Emperor: Rise Of The Middle Kingdom — вердикт Игромании

Дождались? Очень старый и очень добрый «Цезарь» — в новой оболочке, оболочке Поднебесной Империи. Он как вино — чем старше, тем ценнее. Вопрос лишь в том, не надоел ли вам сорт…
Оправданность ожиданий: 70%

1993 год, компания Impressions Games делает игру под названием Caesar. По тем временам событие грандиозное, даже революционное: на тот момент в мире было не так уж много симуляторов градостроительства. Если честно — только один, да и тот SimCity. Поэтому выход Caesar не мог пройти незамеченным.

Много воды утекло с тех пор, память, само собой, ослабела, и выдающихся черт того первого «Цезаря» уже и не вспомнить. Знаю лишь, что была удивительная новизна, грубоватая (даже по тем временам) графика и страшная, нечеловеческая сложность. Игра казалась «черным ящиком», этакой вещью в себе, и очень неохотно раскрывала свои секреты. Непосредственные ощущения от нее заставляли вспомнить знаменитое произведение братьев Стругацких, где несчастные рабы изучали неведомые машины «методом тыка». Игра же, как болид «Формулы 1», крайне неприязненно реагировала на любое внешнее воздействие, при малейшем удобном случае шла вразнос, и в итоге от подшефного города оставались одни развалины (иногда — дымящиеся). Впрочем, что же это я? Совершенно не обязательно верить мне на слово — все желающие могут заглянуть на сайт Sierra и скачать все 800 килобайт полной версии эпохального кода.

Нашлись, нашлись, однако, у игры преданные поклонники, поумнее меня, и сказали они:

Пожар в трущобах

Пир во время чумы: трущобы горят, а на рынке продолжается веселье.


«Цезарь» — это хорошо!»

Судьба проекта была решена — чуть позже вышли Caesar II и Caesar III, каждый последующий «Цезарь» мог похвастаться перед предшественниками своей улучшенной графикой… А дальше началось нечто совершенно невообразимое: практически не меняясь ни внутренне, ни внешне, всем знакомый «Цезарь» начал выходить под новыми названиями — «египетский» Pharaoh и «греческий» Zeus. Не забудем и про официальные аддоны к одному и другому — Cleopatra и Poseidon соответственно. Считаем — семь игр за девять лет. Emperor, выходит, уже восьмой в семье. В учебнике истории, если мне не изменяет память, такой метод назывался «подсечно-огневым земледелием». Впрочем, нам не привыкать. Как это было в сказке? — у крестьянина три сына: один умный, другой так себе, а третий — китайский император. Надеваем халат с драконами и черную шапочку и принимаемся за работу.

Теперь — в новой упаковке!

Если о качестве игры можно горячо спорить, то, по крайней мере, количеством Impressions Games постаралась нас обеспечить. Emperor поражает своими размерами: невероятно длинный tutorial, протяженные кампании, практически бесконечная «песочница», она же free play; для сообразительных — редактор. Еще бы, ведь игра охватывает огромный интервал истории Китая, от 2100 года до н.э. до 1215 года эры уже нашей; при этом придется учитывать обстоятельства и нужды каждой династии (т.е. — начальные условия и цели каждой кампании, говоря грубым профязыком). Цели кампаний довольно разнообразны и в целом повторяют, имитируют исторические события: так, вначале игрока могут попросить увеличить население до определенного числа, произвести столько-то товаров или построить местное «чудо света», Великую пагоду или Великий же канал.

Благословение героя

Обратите внимание на лавки с горящими огоньками - их благословил герой.

Основной акцент делается на строительство города и управление им (военные действия присутствуют, но они явно на вторых ролях). Каждый сценарий начинается практически с нуля — только мы, карта и деньги. Вечная логическая проблема всех игр серии Caesar: кто же, черт возьми, строит здания, если жители, все эти Ма Ляо и Цзо Чжэни, еще не прикатили тележки со своим жалким скарбом? Простите, отвлекся. Нет, не об этом нужно размышлять благородному вану в начале игры. Полезно же прикинуть все имеющиеся бонусы и недостатки, в особенности — ресурсы и доступные здания. Не менее полезно подумать о планировке будущего города — в Китае планированию придавалось огромное значение. Любопытный момент: в Emperor под планирование подведена серьезная эстетическая и философская база, фэн-шуй. Не вдаваясь в головоломные подробности, скажу, что фэн-шуй есть система правильного и гармоничного расположения всего, что только можно расположить. В результате, если раньше невежественные игры просто запрещали где-то что-то строить, то теперь нам вежливо объясняют, будет ли это гармонично или же не очень. Правда, игра не допускает полного глумления над пользователем и в отдельных случаях строительство все-таки запрещает. Удивительно, но при этом не ощущаешь ровно никакого раздражения, напротив, стремишься расположить строения самым оптимальным образом. Мощная это штука — фэн-шуй.

Хорошо забытое старое

Практически все остальное — технические подробности: повторение пассов мышью, за долгие годы оточенных геймерами до автоматизма. Построили пару домов — и вот уже в руках у нас необходимый «человеческий материал», которым мы вольны распоряжаться. Построили пару охотничьих хижин или рыбацких пристаней — теперь наши люди не умрут от голода. На этом забота об общественном питании не заканчивается: нужно помнить, что только всякой шушере достаточно одного вида продуктов, все приличные люди требуют два и более. Поэтому придется осваивать сельское хозяйство или же выменивать необходимое у других городов. Надо сказать, что концепция ферм оказалась в корне переработанной: вместо того, чтобы поставить один квадрат фермы с прилегающими полями, теперь мы строим само здание и потом засеваем поля — один квадратик за другим любой (!) сельскохозяйственной культурой.

Помимо этого, все остальные элементы — на своих местах, у них только поменялись названия и внешний вид. Как и раньше, наши подопечные производят ткани, керамику и предметы роскоши; им нужны развлечения, храмы, медицина (в данном случае — травник-целитель и специалист по иглоукалыванию). Кроме того, есть военное ведомство, налоговое, городская стража… список можно продолжать — если вы играли хоть в одну игру от Impressions Games, вы уже практически наизусть знаете содержание всех предыдущих и следующих серий. Доходит до того, что некоторые здания, например склады, выглядят в точности так же, как и раньше Правда, есть и определенные отличия.

Пагода, один из местных памятников архитектуры.

Начать с того, что жители теперь, кажется, не ходят на работу пешком, а мгновенно туда телепортируются. Это небольшое нововведение коренным образом преображает планировку: отныне совсем не обязательно строить жилье в непосредственной близости от промышленной зоны, в «грязных» и непривлекательных районах. Довольно сомнительное новшество с точки зрения исторической достоверности и элементарной логики, оно тем не менее сильно облегчает менеджмент. Ну а если все-таки пришлось построить дома рядом с мельницами и мастерскими? Не стоит отчаиваться — авторы предлагают множество средств для «наведения красоты»: сады и статуи играют здесь не последнюю роль. Из новых средств нужно отметить стены, которыми можно и нужно окружать жилые кварталы, изолируя их от всех негативных влияний близрасположенной индустрии. Помимо этого, в месте пересечения стены с дорогой возникают ворота, которые можно открыть или закрыть для торговцев, носильщиков и других бродящих вокруг личностей.

Помнить о предках

Еще один немаловажный аспект игры — забота о духовности народонаселения. В соответствии с традицией, местные жители почитают своих благородных и легендарных предков, которые выполняют ту же роль, что в Zeus была отведена богам. Отношения с предками (которые в Emperor называются «героями») строятся исключительно на договорной основе. Если регулярно приносить герою жертвы, он становится благосклонным и даже может посетить город лично. В этот момент начинается самое интересное: целый месяц игрового времени можно гонять героя по карте, как последнего мальчика-рассыльного. Разумеется, каждый герой приносит пользу одним фактом своего присутствия, а также может благословлять промышленность или сельское хозяйство (нужно ли говорить, что от этого они работают гораздо лучше). Некоторые особо воинственные герои даже могут сражаться на нашей стороне с врагами. В игре имеется аж четыре религиозных культа — большой простор для начинающего теолога. Однако не стоит слишком увлекаться разведением героев — чем их больше, тем больше требуется ресурсов на их умиротворение; а если героя долго не «кормить» жертвами, он может прийти в ярость и устроить маленькое, но очень разрушительное землетрясение.

Худой мир лучше

Родной дворец в окружении статуй и цветущих садов.

Неожиданно сильным в Emperor оказался глобально-стратегический элемент. Игра всеми способами старается не дать игроку зациклиться на одной своей карте, заставляя его обращать внимание на соседей. Для этого существует отдельная «карта мира», с помощью которой можно завязывать отношения с другими городами. В общем случае о незнакомом городе полезно собрать информацию: для этого можно послать туда шпиона или караван с подарками. Получив таким образом некоторое представление о соседе, можно затем предложить ему торговое соглашение, потребовать дань и даже напасть на него; военные действия, правда, представлены довольно схематично, и ваши таланты полководца вряд ли найдут достойное применение. Разумеется, соперники могут проделать с вами все то же самое, и довольно скоро выясняется, что война на своей земле, как и следовало ожидать, чревата катастрофой. В голову закрадывается предательская мысль — а стоит ли игра свеч? Вот таким способом Impressions Games преподносит нам урок пацифизма и добрососедских отношений.

Показания к применению

Странный, довольно редкий случай. Игра-парадокс. Практически стопроцентный musthave для фанатов игр от Impressions Games; можно также спокойно порекомендовать новичкам для знакомства с жанром city-building. Что же касается всех остальных… В общем, все зависит от того, сколько лет подряд вы сможете проиграть в одну и ту же игру. Emperor — хорошая игра. Без единого серьезного изъяна и без единой новой идеи. Игра, которая не рискует, не ошибается и не пьет шампанского. Показательный факт: чем дольше я играл в Emperor, тем сильнее мне хотелось снова взяться за Tropico. «This is the end», как говорил в таких случаях Джим Моррисон.


Рейтинги

  • Геймплей: 8.0
  • Графика: 7.0
  • Звук и музыка: 8.0
  • Интерфейс и управление: 8.0
  • Новизна: 3.0
  • Рейтинг «Мании»: 7.5


Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

На клавиатуре Сида Мейера всего одна кнопка: Творить. Только один Сид Мейер знает, как правильно ее нажать. — Вся правда о Сиде Мейере


Книги по шахматам