Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » Игрострой » Шедевры Activision

Шедевры Activision

That ain’t workin’ that’s the way you do it
Get your money for nothin’, get your checks for free

DIRE STRAITS, «Money For Nothing»

Фирма Activision достаточно широко известна сейчас в мире, несмотря на некоторый период забвения. Высоко в хитах находится |MechWarrior-2|, карабкается очередное нетекстовое продолжение истории про Великую Подземную Империю Зорк. Но в этом довольно кратком обзоре речь пойдет не об этих относительных новинках, а о старых шедеврах, стяжавших себе славу на «просторах родины чудесной и ее немеряных винтов», славу, сравнимую с ранними микропрозовскими имитаторами, диггером и тетрисом.

Я имею в виду три игры, оказавшие затем немалое влияние и на развитие игровой индустрии вообще, образовавшие свои особые жанры. Это аркадные имитаторы |DeathTrack|, |Mechwarrior| и единоборство |Tongue of Fatman| (две первые делались в сотрудничестве с фирмой Dynamix). Все они пользовались заслуженным успехом за счет оригинальности идей и…человеческой натуры.

Смертельные гонки… Казалось бы, чего проще — берете имитатор Формулы-1, (нет, лучше Индикар), сводите его «имитаторность» к минимуму и добавляете возможность угостить ближнего куском свинца. В принципе, к этому в большей или меньшей степени сводились все игрушки, использовавшие эту лежащую на поверхности схему. Если вы скажете, что в них все же разные машины, и богатый выбор оружия, то я могу ответить, что выбор средства уничтожения есть даже в первобытной 3D-шке |Catacomb Abyss|. К тому же и сам |Deathtrack| в этом отношении располагает всем необходимым.

Чего изволите? Можно лучевое оружие, а можно пулеметик. «Максим». Можно даже приобрести заградительное оружие — мины или противотан…гоночные ежи. Или навесить на бампер и колеса шипы. Или приобрести вполне самонаводящиеся ракеты. И так далее. Все вооружение имеется в трех вариантах, различающихся мощностью и ценой.

Существует три базовых модели машины — тяжелая и медленная, легкая и быстрая и нечто среднее. На самом деле выбор много шире, ибо каждый автомобиль «состоит» из шести компонентов — мотор, трансмиссия, броня, антикрыло, тормоза и шины. Как и оружие, запчасти существуют в трех разновидностях. Фокус состоит в постепенном апгрейде своего четырехколесного друга.

Теперь я поясню то, что сказал немного выше, насчет человеческой натуры. Одной из ее черт у современного человека является тяга к стяжательству. Многие хотят ворочать если не реальными, то хотя бы виртуальными миллионами. На этой страсти к деньгам удачно сыграли программисты Activision. За победу в гонке вам дают не просто кубок или чего-нибудь еще, приносящее пользователю лишь сознание собственного превосходства над машиной, но ДЕНЬГИ, которые можно ПОТРАТИТЬ. Таким образом удовлетворяются еще две страстишки — иметь и расходовать денежки. Выиграл гонку — получил бабки — потратил их на апгрейд машины и оружия и ремонт.

Такое вкрапление элементов менеджмента, причем чисто финансового и стало одним из столпов успеха. Разумеется надо упомянуть и отличную балансировку игры, 100%-ную играбельность, великолепную по тем временам графику, весьма неплохую музыку — одну из лучших из «пищалочных» мелодий. Хорошо смотрится и появление мафиози, предлагающего живые деньги за превращение одной из конкурирующих машин в горку пепла. Сколько не появлялось затем клонов — |Megarace|, |Hi-Octane|, даже |Quarantine| несет на себе отпечаток первопроходца жанра — ничто не могло сравниться с впечатлениями, которые я испытывал на двушке, гоняясь за деньгами на бронированном монстре.

Бронированным монстрам посвящена и вторая игра этого обзора — |MechWarrior|. Прикинув все плюсы и минусы, я пришел к выводу, что он даже на сегодняшний момент не хуже своей второй части и имел очень много положительных сторон, которые исчезли в его потомке.

Во-первых, столь удачно реализованная менеджмент-модель была практически убрана. Правда во второй части появилась возможность составлять своего робота из конструктора, что нельзя не приветствовать. Но новая сюжетная линия, сделавшая игрока простым солдатом на службе у располагающего весьма крупными ресурсами клана, уничтожила старую погоню за деньгами. В старом варианте приходилось грызться в контрактах за каждый цент, стонать от громадных расходов на ремонт, зарплату своим подельникам, и при этом откладывать денежки на покупку нового меха, помощней. Страсть к золоту работала на полную катушку. Страсть к золоту и страсть к вещам — побольше, получше, все это заслонило от многих сложный и запутанный сюжет этой поистине детективной игры.

Сюжет во второй части игры просто исчез. Тем приятнее вспоминать о первой. По ходу развития даже приходилось принимать решения чисто адвентюрного плана, правда на уровне «да-нет», но все равно, это было здорово! Помнится, Сид Мейер в своем интервью заявил, что |Pirates!» первоначально разрабатывались как альтернатива традиционным адвентюрам. Вряд ли к такому же классу можно отнести творения фирмы Origin (серию Wing Commander), но то, что |MechWarrior| относится к нему — несомненно. Надо добавить, что в сюжет была включена так называемая Deadline — крайний срок (это понятие хорошо знакомо игравшим в |Star Control 2|). И после него что не делай, какой ранг не заработай — все бесполезно. Поэтому нельзя увлекаться чисто выполнением заданий, надо думать и о развитии адвентюрной линии.

Еще одним преимуществом первой части и недостатком второй стала система миссий. Во второй, напомню, вам просто предлагают 16 заданий подряд, заранее созданных сценаристами. Количество же миссий первой части практически неограничено. Похоже, компьютер просто случайно создает каждую, сочетая такие параметры, как количество противодействующих сил и их принадлежность к одному из 5 государств, плату за выполнение, за которую можно еще поторговаться и характер миссии. С этим, конечно, проблемы. Несмотря на различные названия, все они сводятся либо к охране своей, либо к разрушению вражеской базы. Возможны также кампании — последовательные бои с группами по 3-4 вражеских робота без возможности починиться в промежутке.

Неповторимости каждой миссии служит и случайно генерируемый ландшафт. Относительно разнообразия, ясное дело, вторая часть дает сто, нет, тысячу очков вперед своему прославленному предку. Тот может разве что предложить три типа поверхности — ночь, снег и зелень, да пирамидальные горы на идеальной плоскости. Но что вы хотите — между программами лет 7-8!

Также надо отметить, что если во второй части вы, как уже говорилось выше, солдат одной или другой воюющей стороны — причем их вообще всего две — то в первом Mechwarrior’е вы свободный наемник. И вы совершенно свободно нанимаетесь на выполнение грязной работенки к одной из пяти держав. И выбор противника небогат — те же пятеро. Так что приходится следить за состоянием своих отношений с соседями, а то миссий от них не добьешься. А это бывает необходимо, ибо по сюжету вы пересекаете территории всех государств, так что деньги на роботов и перелеты (тоже немалая статья расхода) надо зарабатывать, где придется.

Где-то в этом месте или чуть раньше читатель, ни разу не видевший этот шедевр компьютерной мысли конца восьмидесятых, наверное, недоуменно подумал: «Что же это была за игра такая? Гляди-ка, чего они туда намешали: и имитатор, притом аркадный, и менеджмент, и adventure. Только не говорите мне, что там есть элементы еще чего-нибудь!»

Правильно, угадали. В игре присутствует несколько РПГ-концепций. Помимо таких параметров, как возраст героя и его отношения с пятью государствами присутствует его репутация и ранг, возрастающие по мере набора боевого опыта. Также герой обладает параметрами водительского и стрелкового умения. Эти же качества имеются и у уже упоминавшихся «подельников», нанять которых можно до 3 человек. Это придает еще больше сходства с РПГ — ну просто стандартная партия из четырех персонажей.

На сегодяншний день все же можно сказать, что |MechWarrior| оказал заметное влияние на мир игр. Появились его клоны — |Ultrabots|, |Metaltech| (абсолютно никаких впечатлений) а также прямой потомок — вторая часть. Она, несомненно, тоже сказала свое веское слово в развитии жанра. Остается только ждать «третьего тома», в котором хорошо бы воплотить все техническое совершенство MW-2 и уникальное сочетание идей MW.

Последняя игра этого обзора явно находится в диссонансе с остальными. Если они довольно серьезны и более-менее драматичны, то эта полна черноватого юмора и приколов.

В настоящее время существует просто бездна различных единоборств, пользующихся популярностью как за рубежом, так и у нас, в России. Пальма первенства у МК-3, остальные занимают позиции более или менее приближенные к нему. Чем же выделяется эта старенькая драка на фоне нынешних — в прежние-то времена она явно была лидером.

Если можно уверено сказать, что элементы менеджмента (впрочем, менее удачно, чем у Activision) внедрялись во многие игры жанров «смертельные гонки» и «боевые роботы», то в единоборствах |Fatman| явно уникален. Кроме него нигде больше нельзя зарабатывать и тратить деньги с явной пользой для себя.

Вся уникальность заложена в сюжете. Вы не участвуете в каком-то псевдоспортивном турнире и не спасаете Землю от нашествия темных сил. Вы обыкновенный prize fighter — борец за деньги. Выиграл — получил еще. Проиграл — не обессудь. Еще есть тотализатор — можете поставить на свою победу в определенный промежуток времени. Чем быстрее вы уложите соперника, тем больше заработаете.

Кстати, в большинстве единоборств все персонажи имеют имена. При стандартной системе «один на всех» странно наблюдать, как хороший по сюжету персонаж вынужден уничтожать своего (по сюжету) союзника, не говоря уже о бое с самим собой. В Фэтмэне же, во-первых, нет хороших и нет плохих — все одинаково жадные, а во-вторых, при выборе бойца вы всего лишь выбираете его расу. При встрече с таким же, как и вы соперником, бойцом Монду-Толстяка, все остается логичным. Один человек, которого зовут так, как вы этого захотите, бьет другого, которого зовут Рекс. А не один Лю Канг убивает другого Лю Канга.

Поскольку бой происходит практически без правил, допускается применение разнообразных технических средств, на покупку которых и тратятся покрытые кровью тугрики. Они либо усиливают ваши удары и способности, либо причиняют вред противнику, либо являются противоядием против некоторых видов оружия. Также некоторые подлечивают вашего бойца или оказывают еще какой-нибудь эффект. При том, что в остальных драках оружия нет вообще, выбор просто супер-богат. Поиграв в Fatman понимаешь, сколько потерял тот же МК от невозможности покупки дополнительного оружия. Представьте себе, что начав играть за Скорпиона, вы постепенно докупили себе заморозку Сабзиро, огненные шары Лю Канга и лезвия Бараки. Вот был бы непобедимый боец!

Добавляет веселости и оригинальности набор бойцов, которые родом не из различных областей Земли, а с разных планет Галактики. Среди героев есть робот, колония мыслящих бактерий и разумный пузырь. Все это обеспечивает достаточное разнообразие внешних эффектов — одна и та же клавиша удара у разных бойцов означает совершенно разные движения.

Кстати об ударах. По современным стандартам их преступно мало — по 3 у каждого персонажа. Но уже упоминавшиеся выше разнообразие и принципиальное различие между бойцами делает игру совсем не надоедающей. Ведь даже движение у всех показывается по-своему!

Вот, собственно, и все, что можно сказать в коротком обзоре об этих играх. Жажда наживы приятно разнообразит их и выделяет в ряду последователей. Остается только сожалеть, что они, как и все хорошее, исчезли с винчестеров, не оставив ничего взамен. Только у MW появилось продолжение, не во всем, правда, достойное великого предка. Остается загадкой, почему фирма Activision не переработает старые игры на современном уровне графики, добавив, конечно и многие новые идеи — в частности, обзор со стороны и возможность стрелять назад в |DeathTrack|. Тогда и старик Фэтмэн поборолся бы с МК, а против Ди-Трэка не устоял бы |Slipstream|. Может все-таки на преподнесут такой подарок? Будем надеяться…

* ** *

На всякий пожарный случай

I wanna be like you
Be a wise man too,
But I’m looking for
Easy ways to learn.
URIAH HEEP, «Wise Man»

Если кого-то вдруг заинтересовали эти раритеты бронзового века (скорей всего у этого человека максимум «двушка»), и он совершенно не знаком с ними, я приведу кратенькие рекомендации по началу плодотворной деятельности в описанных играх. Естественно, путей к победе здесь бесконечно много, на вкус и цвет, как говорится, и это только одни из вариантов.

В ДиТрэке я бы рекомендовал выбирать самую быструю машину (Hellcat). Скорость остальных слишком мала, а преимущества невелики. При достаточной ловкости можно, умело используя как атакующее оружие, так и заградительное (мины, ежи) не только выжить, но и выиграть в первую же гонку. Дальше два варианта: либо покупать самый лучший мотор, либо броню попрочнее. С новым мотором Ваша тачка вообще будет летать, как на крыльях, так что со второй гонки его купить просто необходимо. А дальше апгрейдьте свой агрегат, как вам будет угодно.

Во время гонки постоянно выдаются сообщения об атаках противников. По счастью, они не используют лучевое оружие и пулеметы, а от их назойливых посягательств на вашу жизнь уберегут следующие маневры:

— CALTROP, MINE — внимательно следите за дорогой и просто объезжайте возникшие препятствия. Лучше иной раз потерять время, но не наехать на мину.

— TERMINATOR — Ну, это игра на удачу. Резко сдвиньтесь в сторону, можете даже покинуть трассу. Если повезет — маленькая скоростная машинка уничтожения проедет мимо. Если не повезет — то она Вас изрядно потреплет.

— MISSILE — Тормозните. Когда увидите взрыв впереди, значит ракета промазала, можно снова набирать скорость.

А когда Вы станете совсем крутым, то можно порекомендовать не увлекаться охотой на соперников, за исключением заказов мафиози. Часто простой отрыв на максимальной скорости без боя приносит лучший результат.

* * *

Теперь относительно «Механического Воина». Начинаете карьеру Вы с одним «Дженнером». В зависимости от личных вкусов можно продолжать работать на нем, но я предпочитаю по возможности продать его, и купить взамен «Локаст», и как можно скорее второй — для напарника, которого, естественно, необходимо еще нанять. Перед наймом (он производится в баре) лучше сохраниться и просмотреть возможных кандидатов, отклоняя их кандидатуры. После этого Вы уже не сможете там никого встретить, так что загружайтесь и выбирайте того, кто пришелся вам по душе своим умением и/или требуемой зарплатой. Правда, набор пилотов в новой загрузке может отличаться, но несущественно.

Почему я предпочитаю «Локаст»? Во-первых, из-за скорости — максимальной, во-вторых из-за лучшего вооружения. Дело в том, что «Дженнер» оборудован четырьмя медленно заряжающимися лазерами, к тому же жрущими энергию реактора, и одной ракетой (не самонаводящейся, таких здесь нет). У «Локаста» лазер всего один, а основным оружием становятся два пулемета. Они почти не требуют времени на перезарядку, и если сойтись с противником в ближнем бою, не дадут противнику ни шанса. Основным недостатком является отсутствие прыжковых ускорителей (jump drives), которые могли бы дать этому меху немалые шансы и против крупных соперников. Без них приходится выкручиваться, ловко маневрируя и уворачиваясь от могучих залпов тяжелых роботов, но это не особо утомительно. К тому же, при известном умении можно отделаться незначительными повреждениями машины, а если и нет — что ж, запчасти стоят ОЧЕНЬ дешево по сравнению с большими мехами.

До некоторого предела можно играть бандой в 3-4 «Локаста», затем противники становяся слишком круты. Впрочем, имея хороших товарищей, вполне можно такой бандой завалить ЛЮБОЙ одинокий мех, или даже два, потеряв всего одну машину (но не пилота!). Лучше всего связываться с ракетными роботами, например Shadow Hawk среднего класса — от ракет увернуться сложно, но можно, а от лучей — нет.

Покупать тяжелые машины надо в соответствии с финансами и личным вкусом. Мне представляется оптимальным после «Локаста» переход на «Шэдоу Хок» — достаточно мощный и в то же время мобильный мех, оборудованный прыжковыми двигателями. Иногда они помогают решить боевую задачу без прямого соприкосновения с противником — прыгнув через холм легко уничтожить незащищенную вражескую базу.

Роботы высокого класса каждый выбирает по себе, они примерно одинаковы по возможностям. Относительно сверхтяжеловеса — «Бэттлмастера» — можно сказать, что это явно не идеал, несмотря на мощь. Однако к концу игры желательно иметь 4 этих меха, или хотя бы 2, но при условии максимальной тренированности вас и ваших напарников. Без этого крайне трудно выиграть финальное сражение.

Относительно ремонта. Если видно, что денег не хватает, чините каждый узел в отдельности. Главное — вывести самые важные из состояния «Nonfunctional», а затем постепенно повысить их работоспособность. Если денег хватает может возникнуть иная напасть — не все запчасти есть в наличии. Тогда после заключения контракта снова посетите ремонтный цех и, скорее всего, Вы сможете довести мех до максимальной кондиции.

Кстати о контрактах. Внимательно читайте задание, прикидывайте, стоит ли портить отношения со страной-целью. В этом отношении оптимальный выбор — подавление восстания. Вообще миссии нападения объективно легче оборонных. Оценивая силы противника, не забывайте, что это ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ цифры, а реальные могут быть больше или меньше, хотя погрешность невелика. В описанной выше ситуации с недоремонтированным мехом следует выбить побольше денег авансом. Торговаться следует разумно и недолго (2-3 предложения), иначе наниматели обидятся и вообще откажут в работе. И вот еще — помните, что далеко не на всех планетах есть вербовочные пункты. По прибытии в такую дыру, справьтесь по карте, где здесь ближайший райцентр, и чешите туда, предварительно сохранившись.

Как только начнется миссия, войдите в командный режим (клавиша «С»). К сожалению, время там не останавливается, так что оперативно оцените ситуацию и раздайте приказания напарникам. В бою главное — беречь себя, но желательно и не использовать друзей вместо пушечного мяса — их роботы стоят денег! Если вы выбили в контракте большой процент денег с реквизированного оборудования, да и в любом случае, старайтесь бить врага не по всей площади туловища а желательно в ноги. Если это почему-то невозможно, то в голову (кабину) или в пах — там чаще всего находится гироскоп. Не забывайте от том, что вы можете вращать башней (клавиши < и >) и поднимать-опускать орудия (M и N). Залп (Tab) следует использовать только наверняка, в противном случае вы либо потратите боезапас, либо посадите реактор (не насовсем, конечно. Но восстановится он не моментально).

Самое главное — параллельно развивать свои навыки, силу своей банды и сюжет. Добится этого трудновато, но возможно, хотя время, отпущенное на прохождение игры кажется мне недостаточным. Сюжетная линия чаще всего развивается в баре, либо вообще при его посещении, либо при разговоре с барменом. В остальных случаях надо посещать мех-центр и т.д., либо все произойдет само собой по прибытии на планету. Все сообщения — чистый текст, ни одной картинки. Тут-то и жалеешь, что в те времена не было оцифрованного видео — здесь бы оно смотрелось очень к месту.

Конечно, это самые элементарные советы, но столь краткий обзор столь грандиозной игры большего и не предполагает. Пора переходить к старине Фэтмэну.

* * *

По выбору бойца совет дать невозможно — как и положено хорошо сбалансированной драке, все они практически равноценны. Выбрав себе любого и достаточно натренировавшись, можно пойти далеко. Я лично в основном играл Bi-Husker’ом, это такой симпатичный безногий молодой человек.

Приобретя некоторый навык, можно научиться легко забивать первых противников. Когда вы оцените всех врагов, и прикините, кого можно быстрее лишить жизни, приступайте к серьезной драке. В боях с этими гадами ставьте всю наличность, не пошедшую на покупку снаряжения. Не переоценивайте, но и не недооценивайте своих сил — оба варианта губительно отразятся на вашем счете. Быстрая и своевременная смерть врага принесет вам достаточно денег на хорошую экипировку уже через пару боев.

Инвентарь, как уже говорилось выше, богат, но некоторые приспособления не слишком эффективны. Учитывая тот факт, что в наличии всего четыре ячейки для предметов, с сомнением можно отнестись к различным «противоядиям». Лучше всего себя зарекомендовали самые простые средства — кастеты и аналогичные им, дистанционное оружие — сюрикены, ракеты и средства для сваливания соперника с ног.

При применении (5+стрелками указать ячейку для одного игрока, и S для другого) важно помнить, что можно упасть в вырытую собой же яму — например, поскользнуться на брошенной во врага слизи. Одно из средств способно повалить противника на 10 секунд без движения. Это самое время попрыгать на нем (эффект сейчас используется в игре |WrestleMania|)! Вообще, прыжки на поверженном бойце, особенно для тяжело весящего робота, — отличный способ отнять у врага побольше сил.

Вот, собственно, и все рекомендации по выживанию и зарабатыванию денег в этих играх. Если кто соберется поиграть — успехов Вам!


Андрей Алаев, 1996

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Муж не должен хотя бы на миг отходить от оружья; ибо как знать, когда на пути копье пригодится. — Речи Высокого, The Last Kingdom. Medieval II: Total War


Книги по шахматам