Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Total War » Medieval II: Total War » Medieval II: Total War. Обзор журнала Страна Игр

Medieval II: Total War. Обзор журнала Страна Игр

Medieval II: Total WarВойны начинают, когда хотят, но кончают – когда могут.

Николо Макиавелли

Умирая от чумы в походном шатре под Краковом, воевода Мал Мономах вспоминал осаду Новгорода. Воспользовавшись отходом основных русских сил, отряд венгров пробрался через буераки и весеннюю распутицу в самое сердце княжества и напал на столицу, защищенную лишь небольшим ополчением. Хмурым мартовским утром венгры пошли на приступ. Защитникам удалось поджечь осадную башню и перебить обслугу тарана, и тогда в ход пошли лестницы. Озверевшие от долгого ожидания и скудной пищи хорватские наемники упорно лезли вверх, а мужики-ополченцы спихивали их со стен ударами копий и щитов, а то и просто пинками. Чадящие обломки башни, заваленные трупами улицы, косые струи дождя, хлещущие по серым крышам домов, и усталые люди в зипунах, делающие грязную, тяжелую, но нужную работу, – таким Мал, тогда еще простой сотник, запомнил этот день.

Противостояние держав завершилось кровопролитным сражением под Бухарестом и его взятием; остатки королевской семьи бежали в Иерусалим, захваченный Венгрией еще во время Крестового похода. Беженцы обосновались там вполне прочно, несмотря на объявленный мусульманами джихад, и со временем даже оттяпали пару провинций у Египта. Новгородские дружины вторглись в Польшу и увязли там, распыляя силы по охваченным чумой и волнениями городам. Герцог Миланский, отлученный Ватиканом за уничтожение братьев-католиков, не успокоился на разгроме французов и оставил рожки да ножки от Священной Римской империи. Монгольские полчища с ходу взяли и разграбили Ереван, но потом сцепились с турками и замедлили продвижение на запад, а испанцы вышибли мавров с Пиренейского полуострова и перенесли боевые действия по ту сторону Гибралтара. Шел 1250 год от Рождества Христова, мир погряз в войне.

Сабли востры, кони быстры

Россия в игре представлена Новгородским княжеством и начинает с одной провинцией, окруженной глухими лесами и мятежниками. Собирание земель идет нелегко – расстояния между городами преодолеваются за несколько дней, денег вечно не хватает, с запада теснят венгры и поляки, и рано или поздно приходит Чингиз-Хан. Основа русских полков – конница всех видов. Быстрые и меткие казаки, боярские сыновья, одинаково сильные и в рубке, и в закидывании врагов дротиками, верная дружина и сметающая все живое царская стража в пугающих шлемах с личинами. С пехотой тоже все неплохо: спешенные дружинники и бояре, бронированные по уши лучники-дворяне и воины с бердышами. Словом, нечто среднее между европейскими рыцарскими армиями, полагающимися на грубую силу и таранный удар, и мусульманами, предпочитающими тактику «бей-беги». Как оно, собственно, и было в истории. Если бы еще случайно создаваемые имена персонажей не получались столь смешными…

При каждом залпе требушетов и кулеврин экран содрогается.

При каждом залпе требушетов и кулеврин экран содрогается.

Серия Total War, в особенности последние её воплощения – доказательство жизнеспособности PC как игровой платформы, гимн его возможностям, урок всем тем, кто считает, что геймерам нужны только шутеры по кинолицензии и ежегодные спортивные симуляторы. Скромные британские гении раз за разом выпускают игру, которая одинаково увлекает поклонников варгеймов и Civilization, RTS и тактики, просто любителей истории, наконец. Потрясающая глубина и вместе с тем доступность, эдакий «многослойный» дизайн.

Если неохота тратить месяц жизни на прохождение кампании за одну из наций – есть быстрые битвы и исторические сражения. Смущают показатели боевого духа, усталости, нехватка стрел? Пара кликов в меню настроек – и вот мы уже играем в незамысловатую RTS.

Кто хочет учесть каждый флорин, лезет на экран статистики городов, сверяет дебет с кредитом, задирает налоги и рассаживает по провинциям губернаторов посмышлёнее да поухватистее. Но никто не запрещает довериться компьютерным советникам, а то и вовсе взвалить всё градостроительство на AI.

Династические браки, продвижение кардиналов в Папы Римские, устранение неугодных, сеянье смуты во вражеских городах, дипломатические интриги, борьба за ценные ресурсы – от фигурок священников, убийц, принцесс, лазутчиков, торговцев и дипломатов на стратегической карте рябит в глазах. И это не считая армий и флотов! Но, опять же, не хотите вникать в подробности и двигать всю эту братию туда-сюда – не нанимайте. Правда, пропустите много интересного и играть станет сложнее.

Здесь даже воевать необязательно – автоподсчет исхода сражений работает вполне честно даже на самом высоком уровне сложности, и ближе к концу кампании, когда на каждом ходу случается по 5 битв, пользуешься им все чаще. А в морских баталиях, по-прежнему, даже выбирать не приходится. Ну и ладно: проработанная как следует сухопутная часть всяко лучше унылых маневров двух корабликов вImperial Glory.

Опущенные копья – признак того, что таранный удар пройдет как следует.

Опущенные копья – признак того, что таранный удар пройдет как следует.

Собственно, особо дорабатывать было нечего: уже в Rome тактический режим приблизился к идеалу. Еще больше видов войск, огнестрельное оружие – но все это было и в первой Medieval. Тут мы подходим, пожалуй, к главному недостатку игры: львиная доля новшеств таковыми является лишь для познакомившихся с серией в 2004 году. Ветераны же помнят и Крестовые походы, и проклятья в адрес Ватикана, возомнившего себя средневековым ООН, и захват пленных с последующим выкупом, и вторжение Орды… А какой даймё не умолял вернуть ролики, посвященные приключениям шпионов и ассассинов?

Другое дело, что выполнено все на высочайшем современном уровне и затягивает не хуже, чем встарь. Еще один ход – вот только замок захватить – подлецы-датчане высадили морской десант в глубоком тылу, чума косит жителей, гильдия торговцев требует заключить перемирие с Португалией, дочку пора выдавать замуж, почему уже четыре утра, черт побери? И так все продолжается, с десятками сообщений о значимых и не очень событиях и перезагрузками после неудачного боя, сопровождаемыми цитатами из Библии, Шекспира и Макиавелли.

О сколько нам открытий чудных…

Происходящие в игре события более-менее привязаны к историческим датам и существенно влияют на геймплей: Великая Чума выкашивает пол-Европы, вторжения татаро-монголов и тимуридов серьезно меняют обстановку на Ближнем Востоке, изобретение пороха позволяет нанимать пушкарей и мушкетеров, а открытие Нового Света и вовсе вводит в действие еще один континент и нацию – ацтеков. Жаль, происходит это под самый конец кампании, горсточка городов с величественными пирамидами захватывается очень быстро, и насладиться экзотикой не успеваешь. Задатки для add-on’а? Очень может быть, хотя пора уже перестать мусолить одни и те же мотивы. Napoleon: Total War, где ты?

Разделение поселений на города и замки – одно из действительно значимых новшеств. В крепостях нанимаются элитные войска и доступны самые продвинутые защитные сооружения (увы, снова никаких рвов и подъемных мостов), а вот основной приток денег в казну идет от мирных бургов и штадтов. Зато кроме как ополчением и невысокими стенами, закрома родины ничем не прикроешь. В начале кампании на карте есть определенное количество и тех, и других типов поселений. По мере захвата новых земель замки, остающиеся в глубоком тылу, можно без опаски превращать в города, ведь на передовой, как правило, всегда достаточно вражеских цитаделей для пополнения потрепанного войска.

Изменился механизм найма – чем больше жителей в городе, тем больше отрядов встанут под ружье за один ход. Правда, если какие-нибудь копейщики плодятся почти без ограничений, более сильные юниты восполняются не так часто. Следствие – даже если враг пройдет морем и высадит десант в незащищенном сердце империи – на следующем ходу его встретит вполне боеспособная армия. Разнообразные гильдии (купцов, воров, дровосеков и т.п.), которые можно строить по одной на город, помимо неплохих прибавок к характеристикам юнитов или доходам, время от времени выдают выгодные поручения. Выбирать, где какую основать, сложно, но придется.

В движении все выглядит лучше. Кораблики и тележки снуют туда-сюда, прибой омывает берега, деревья качаются на ветру.

В движении все выглядит лучше. Кораблики и тележки снуют туда-сюда, прибой омывает берега, деревья качаются на ветру.

Торговцы – непрерывный источник звонкой монеты, особенно если отправлять их в отдаленные провинции с экзотическими товарами. Впрочем, при этом возрастает вероятность, что купец примется прикарманивать часть выручки. Отношения с церковью – дело тонкое. Выполнение поручений понтифика ведет к улучшению отношений с Ватиканом, нападение на соседей-католиков – к отлучению. Беда даже не в том, что последние под благовидным предлогом с радостью ополчаются против еретика, а в инквизиторах, наводняющих наши провинции. Невзирая на титулы и звания, они хватают членов семьи и предают огню под одобрительный рёв толпы. Помогает либо смерть отлученного монарха, либо Папы. Мотайте на ус и натаскивайте наемных убийц.

Дипломатия особо не изменилась, разве что теперь услужливо сообщают об ухудшении отношений с той или иной страной, а при переговорах указывают военную мощь и репутацию сторон. Слишком часто нападаете на союзников – будьте готовы, что никто с вами даже торговать не захочет. А вот подвести парочку армий к вражеской столице, припугнуть и попросить дань – милое дело.

Но всё это, по большому счету, мышиная возня, которая всякий раз отступает перед ничем не замутненной радостью битвы. О нет, разогнать кучку бандитов – не дело для настоящего полководца. Только когда сходятся армия на армию, с королями во главе, а с востока подходит подкрепление, и позади родной Париж, и отступать некуда, пробуждаются дремлющие таланты, и ощущаешь себя если не Карлом Великим, то уж Вильгельмом Завоевателем точно. Поначалу все спокойно, даже торжественно: полощутся на ветру стяги и хоругви, всхрапывают лошади, бойцы поправляют ремешки доспехов и слушают пламенную речь военачальника. Пара минут уходит на маневры и перестрелку: если повезет, компьютер сочтет бой безнадежным и отступит – и тут только знай бей убегающих. А если нет…

Секрет

Чтобы прямо со старта сыграть за любую из представленных в Medieval 2 наций, добавьте в файл medieval2.preference.cfg следующие строки: [misc]unlock_campaign = true

Как убрать зелёные маркеры под ногами отрядов: заходим в папку игры, открываем файл medieval2.preference.cfg, и ставим disable_arrow_markers = 1.Как отключить «туман войны» на стратегической карте: нажмите клавишу [~] на стратегической карте для показа консоли, после этого введите эту команду toggle_fow. Если ещё раз её ввести, «туман войны» снова будет включен. Как сделать так, чтобы на стратегической карте показывались годы, а не ходы: заходим в папку игры \data\world\maps\campaign\imperial_campaign, открываем файл descr_strat.txt и удаляем строчку:show_date_as_turns Как увеличить или уменьшить продолжительность года по отношению к ходам: заходим в папку игры \data\world\maps\campaign\imperial_campaign, открываем файл descr_strat.txt и ищем параметр timescale 2.00, а затем ставим, допустим, 1.00 – тогда будет один ход – один год, или 0.5 – два хода один год (лето и зима), или 0,25 – четыре хода один год.

Пехота принимает удар по центру, лучники после пары залпов драпают во все стороны, конница упреждает вражеский фланговый обход, в короткой и яростной сшибке перемалывает чужих рыцарей и всесокрушающим тараном обрушивается на спины вражеских копейщиков, увязших в наших мечниках. На поле царит хаос: кто-то гоняется за арбалетчиками, те убегают и отстреливаются, дрогнувшие было отряды останавливаются, перестраиваются и идут обратно, измотанная кавалерия снова обращает их в бегство, огненные снаряды катапульт и ядра не щадят ни своих, ни чужих. Когда все вдруг заканчивается и понимаешь, что и в этот раз победил, хочется вслед за набожными горцами рухнуть на колени в высокую траву и воздать хвалу Всевышнему, потрясая двуручником.

Игра удивительно красива. Каждый юнит, от последнего крестьянина до тимуридского слона с пушкой (!) на спине, воссоздан во всех подробностях и хоть чуточку, но отличается от остальных в отряде. Благодаря улучшенной анимации и тому, что раненые и убитые покрываются кровью, ощущение «войн клонов» исчезло полностью. В полях цветут ромашки, деревья в лесах стали нормального размера, снег, туман и дождь с грозой случаются куда чаще и выглядят куда правдоподобнее – горе тому, кто положится на аркебузеров в плохую погоду.

После выхода игры AI вызывал множество нареканий: рыцари простаивали под огнем арбалетчиков, пехота бестолково застревала на городских улицах. Но разработчики весьма споро выпустили обновление, и теперь кремниевый соперник не дает спуску – устраивает засады, заходит с тылу, старается растащить наши войска и справиться с отрядами поодиночке. Этим список исправлений не исчерпывается – патч ставьте обязательно, и тогда Medieval 2: Total Warпокажется во всей красе. Множество полезных изменений в интерфейсе, башни, прикрывающие ворота и подходы к стенам, а не натыканные как попало вдоль частокола: только когда запускаешь Rome, осознаешь, как много раздражавших мелочей устранено.

Не закончив играть за Шотландию, начинаешь за турков или византийцев, потом проводишь пару сражений в Сети, возвращаешься к любимым горцам, затем скачиваешь пару модов и перепроходишь кампанию за русских… Год 2006-й кончился, но развлечение на весь будущий обеспечено. Ждем дополнение?


Автор: Александр Трифонов
Источник: Cтрана Игр №2 2007 года

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Полководца, который может правильно оценить свои силы и силы противника, сложно победить — Вегетий, Rome: Total War


Книги по шахматам