Sid Meier’s Civilization IV: Colonization. Рецензия журнала ЛКИ
То, во что так долго верили фанаты, наконец свершилось — новая Sid Meier‘s Colonization увидела свет. И уже можно сказать, что, несмотря на все изменения, перед нами та самая игра, похорошевшая как внешне, так и по содержанию.
Константин Закаблуковский
Две сестры
Со времени первой «Колонизации» прошло без малого полтора десятка лет. Прогресс не стоял на месте, в играх появлялись новые идеи, получали иное воплощение старые. Яркий пример — линейка Civilization: за это время вышло несколько частей и множество дополнений. Неудивительно, что новая Colonization сделана все на том же на движке, только на этот раз ее несколько понизили в правах — игра считается самостоятельным дополнением к четвертой части.
Не сравнивать игры очень тяжело, практически невозможно. Слишком много общего, иногда только визуально, иногда по знакомой механике. Неудивительно, движок-то один, и многое досталось вместе с ним. Несмотря на торчащие отовсюду цивилизованные уши — игры совершенно разные. Разве что кое-где эти самые уши должны быть значительно меньше, а не напоминать слоновьи. Некоторые вещи, доставшиеся по наследству, просто не нужны, кое-чего не хватает, а многое прижилось как родное. Система революционных настроений похожа на культуру? Так и есть, механизм один, но идея от этого не становится хуже. А некоторые вещи, такие как сражения и накопление опыта, вычеркивать попросту глупо. Между прочим, при той же самой боевой системе война идет по совершенно другим правилам — а всего-то заданы иные характеристики и особенности родов войск.
Хорошо забытое старое
Но вернемся к сравнению потомка с прародителем. Плюсы наций превратились в особенности лидеров, коих выдано по два на каждую из четырех наций — Англию, Францию, Испанию и Голландию. Вариантов развития стало в два раза больше, да и выражены они более явно. Нет глупых мелочей вроде недобитых пушек и постепенного понижения уровня войск при поражениях — с новой системой боя поврежденные войска достаточно просто излечить, а проигравшие исчезают вне зависимости от своего статуса. Дипломатия стала полноценным элементом игры, причем к каждому типу собеседников нужен свой подход. Индейцы более не мальчики для битья с неустойчивой психикой. Многие новинки — важные мелочи, которые не сразу и заметишь. Например, товар на переполненном складе не сгорает весь, а пропадает постепенно.
Самой серьезной переработке подверглась система Отцов-основателей — вот уж где нет ничего общего с предыдущим вариантом. Всех заполучить нельзя — за них идет самая настоящая конкуренция между европейскими колониями. Кто не успел — тот остался без плюшки. В процессе игры мы зарабатываем очки в пяти категориях, которые и тратим на приобретение нужных исторических личностей. Каждый присоединившийся к нашему Континентальному конгрессу Отец-основатель дает разовую награду или постоянно действующие преимущества — вариантов множество, и нужно среди них выбрать правильную стратегию.
Кое-что принесено в жертву зря. Где же источник молодости, вызывавший массовую эмиграцию в Новый Свет? Да и просто сообщения были бы не лишними, они добавляют атмосферности — земля на горизонте, встреча с индейцами, с европейцами, открытие Тихого океана.
Другая ветвь эволюции
«Колонизация» по праву занимает место среди стратегий, но по сравнению с сородичами она значительно ближе к экономическим менеджерам. Здесь во главу угла поставлено управление ресурсами и образованием. Не лишним будет помнить, кто где трудится, что, где и в каких количествах у нас производится, какие цены на европейском рынке, где требуются специалисты и каких профессий, как получить максимальную прибыль, когда и в каком месте основать новую колонию. В этих мелочах, в отличие от «Цивилизаций», — вся соль игры.
Жители здесь имеют первостепенное значение, а города — лишь место, где они живут и работают. Не будет поселенцев — встанет вся промышленность. Колонистов можно переселить из одного города в другой, если это необходимо. Или вовсе найти им другое занятие, раз профессия не востребована. Ресурсы на втором месте — это результат труда наших подопечных и мерило успешности построенной нами экономики. Продажа их в Европу дает нам деньги, которые идут на приобретение новых поселенцев.
Правильно отстроенная экономика работает без остановок, раскручиваясь все быстрее и быстрее, принося все больший доход и делая молодое государство сильнее. А революция и схватка с экспедиционным корпусом короны — проверка наших трудов на протяжении всей игры.
На те же грабли
За что игру нужно действительно ругать — так это за ее интерфейс. Он даже не непродуман, а просто небрежно сделан. Не будем гадать, чем вызвано такое недружелюбие к пользователю, но факт остается фактом — досадных неудобств с избытком.
Вот, казалось бы, простая задача — найти специалиста, который у нас был занят чем-то непрофильным в какой-то из колоний, а теперь работенка для него нашлась. Единственный инструмент, который нам доступен, — военный советник (тот самый, из Civilization IV), вот только он создает список наших поселенцев по текущим занятиям, а истинные их профессии даны в скобочках. Хотите — ищите здесь, хотите — на экране поселений. А как было удобно в оригинале с окном специалистов… Продолжать можно долго — отсутствие сообщений о накоплении или отсутствии товара, вынесенных на видное место важных игровых данных, нормального интерфейса торговых путей, несколько странная цивилопедия.
Но не все так плохо — организацию торговых путей можно назвать великолепной, если не гениальной. Не без заскоков, конечно, но по суше искусственный интеллект возит все, что нужно и куда нужно, не увлекается одним товаром, старается избегать «горячих» точек и пробирается по околицам.
Новая «Колонизация» может похвастаться блестящим игровым процессом, который собрал лучшие находки нескольких игр. Не будут разочарованы ни поклонники оригинала, ни те, кто впервые знакомится с серией.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 |
строительство собственной империи, война за независимость, дипломатия, боевая система | — |
Графика 9 |
модернизированный движок выглядит более чем достойно | — |
Звук 9 |
фоновые звуки, бой | музыка может быть немного надоедливой |
Игровой мир 10 |
период освоения Америки, колониальные войны | — |
Удобство 6 |
система напоминаний, организация торговых путей | серьезные огрехи интерфейса |
Новизнада
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Отличная реинкарнация старой игры со множеством новинок и бережным отношением к особенностям. | Рейтинг 93% |
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры» №11 (84) ноябрь 2008
Автор материала:
Константин Закаблуковский
Советуем почитать:
- Sid Meier’s Civilization IV: Colonization
- Sid Meier’s Colonization
- Файловый архив Civ4 Colonization
- Руководство по Civilization 4 Colonization: Начало игры
- Руководство по Civilization 4 Colonization: Установка
- Рецензия игры Civilization 4: Колонизация (Sid Meier’s Civilization 4: Colonization) на bestgamer.ru
- Рецензия на Sid Meier’s Civilization 4: Colonization от AG.RU