Проблема культурного перехода городов в Цивилизации 3
Что такое «не везет»?
Проблема культурных переходов наших городов на сторону врага чаще всего характерна для высоких уровней сложности, когда большинство АИ превосходят нас по культуре в 2, 3 и более раз. Почему происходят переходы и от каких факторов зависит их вероятность. Формула существует, причем она выведена не кропотливым тестированием, а предоставлена программистами Фираксиса (спасибо прграммеру Соренсону) в помощь страждущим цивилизаторам, т.е. она верна на 100%:
P=[(F+T)*Cc*H*(Cte/Cty) — G]/D
значения подставляемые в формулу:
P = вероятность, что переход произойдет на этом ходу
F = к-во иностранцев в этом городе, повстанцы (сопротивленцы) считаются вдвойне – например, для города с населением в 6 с 6-ю иностранцами из которых 3 повстанца это значение будет равно 9.
T = количество продуктивных клеток, которые может (в том числе и потенциально) контролировать АИ, к которому возможен переход. Пояснение: всего город может иметь 21 рабочую клетку, в том числе и центральную с самим городом. Таким образом, даже если клетка не принадлежит еще нашему городу (т.е. его культурные границы еще не расширились), но входит в состав потенциальных 21 и попадает в культурные границы АИ то она тоже идет в счет.
Cc = 2 если в данном городе накоплено больше очков культуры АИ, чем наших и 1, если наоборот. Очень интересный момент, вернемся к нему позже.
H = 0.5 если в городе праздник, 2, если беспорядки, 1 если нет ни праздника ни беспорядков
Cte = Общее значение культуры АИ
Cty = Общее значение нашей культуры
К сожалению, игра практически не предоставляет нам точного значения культуры АИ (можно конечно просмотреть все города АИ и плюсовать, но это глупо), но, к счастью нам нужно лишь соотношение. Соотношение мы можем определить, правда приблизительно, нажав F8 и переключив график СМ на график культуры. По соотношению цветовых полосок внизу графика можно судить о соотношении культуры. Если полоска АИ шире нашей раза в 3, то соотношение Cte/Cty будет 3, если у нас общее значение в 3 раза больше, то соотношение 0,33.
G = к-во наших юнитов в гарнизоне города. Имеются в виду лишь юниты, которые способны подавлять восстание, т.е. сюда не относятся рабочие, сеттлеры, лидеры, артиллерия любого рода, самолеты и корабли.
D = соотношение расстояния до нашей столицы и столицы АИ. Максимально худший показатель 0,25 (т.е. когда столица АИ в 4 и более раз ближе к городу, чем наша), наилучший показатель 4 (когда столица АИ в 4 и более раз дальше чем наша).
Естественно нашлись энтузиасты, которым было лень считать переходы по формуле вручную каждый раз, и в результате был создан калькулятор культурных переходов. Поблагодарим за это Annares(a).
Вот ссылка на калькулятор:
http://forums.civfanatics.com/attachment.php?s=&postid=1070942
Выводы:
1. От каких факторов зависит вероятность перехода указано выше.
2. Какие факторы больше или меньше влияют на переход можно определить «поигравшись» с калькулятором.
3. Факторы, которые НЕ влияют на вероятность культурного перехода:
— степень счастья населения в городе, кроме крайних случаев (бунты и праздники)
— наличие/отсутствие таких построек, как суды и полицейские участки (где-то у нас на форуме проскальзывала подобная инфа)
— соотношение нашего и чужеродного населения в городе
Движемся дальше.
Как с ним бороться.
Здесь рассмотрим факторы, снижающие вероятность перехода и исключающие ее полностью.
Возвращаясь к формуле, вероятность перехода можно снизить (в порядке действенности и осуществимости):
1. Путем снижения количества бунтовщиков.
2. Путем снижения к-ва иностранцев.
3. Путем увеличения гарнизона.
4. Путем постройки в городе своих культурных сооружений. Это дает 2 плюса – во-первых, после расширения наших границ мы сможем вытеснить культуру врага с нашей территории (с тех самых 21-клетки) и рано или поздно накопить в этом городе больше нашей культуры, чем вражеской. Это весьма и весьма спорный момент.
Вернемся к формуле P=[(F+T)*Cc*H*(Cte/Cty) — G]/D. Cc = 2 если в данном городе накоплено больше очков культуры АИ, чем наших и 1, если наоборот. Если мы имеем дело с древним городом врага, находящимся в глубине территории врага, то во-первых пройдет МНОГО времени, пока наша культура в этом городе станет больше вражеской, а если вокруг этого города есть другие мощные культурные центры врага, то они не особенно позволят расширить культурные границы захваченного города. Это говорит о том, что постройка в таком городе и в таких условиях наших культурных сооружений малополезна и даже опасна! Пока наш город расширит границы, он может перейти к врагу, пока в нем будут иностранцы, он может перейти к врагу – мы сначала потратим кучу денег на ускорение этих построек, а потом в случае перехода пропадут и сами постройки. Такой подход применим, только в том случае, если в городе не осталось иностранцы и мы уверены, что первое же расширение даст нам территорию в 21 клетку!
5. Путем полного уничтожения цивилизации врага – действует наверняка в отношении этой цивы, но если в зоне влияния есть культура другой цивы, то см. выше.
6. Путем массового поднятия нашей общей культуры – долго.
7. Путем перемещения нашей столицы к месту событий – глупо в большинстве случаев, такой подход можно применять только если игра ведется на 100К культуры, когда столица перемещается для быстрой застройки новых территорий нашими культурными постройками.
И наконец, что можно / нужно сделать, чтобы гарантированно избежать перехода:
Исходя из той же формулы к нулевому или отрицательному значению вероятности может привести:
Сумма (F+T), что означает, что в городе не должно быть иностранцев и что все 21 клетки должны быть под нашим влиянием, тогда (F+T) станет равным нулю.
Достаточное количество войск в гарнизоне. При определенном числе G вероятность выйдет отрицательной, что приведет к невозможности перехода. Количество войск можно посчитать на том же калькуляторе.
Еще можно поставить столицу в этом городе – столицы не переходят.
Поскольку все уже устали от формул перейдем собственно к реальному делу.
Наиболее действенными приемами считаю такие:
Пример. Итак имеем: война в индустриальную эпоху (или около того) – наиболее характерный случай – мощная культура соседних городов врага, большое население врага, наличие артиллерии, которая бьет на 2 клетки, наличие прочих бомбардирующих юнитов – самолетов, кораблей. Для успешной войны с минимальным количеством переходов я применяю такую тактику, главным образом, она направлена на то чтобы снизить количества сноса вражеских городов до минимума, т.к. от этого сильно страдает репутация:
1. Артобстрел. Перед началом хорошей войны с высококультурным соперником желательно иметь: хороший запас артиллерии/бомбардировщиков/бомбящих кораблей, которыми желательно снизить население до 3 или 2. Потом после захвата города население становится 2 или 1 соответственно. Если все же население до нужного уровня снизить не удалось, то:
2. Голодомор. Население страны, значительно превосходящей по культуре желательно выморить беспощадно, особенно, если этой циве еще суждено пожить. В год захвата можно ввести в город как можно больше войск. В моем опыте переход города НИКОГДА не встречался на первом ходу, я прочел несколько многостраничных тем на фанатиках по культурным переходам – там тоже никто не заявлял о подобном невезении. На следующих ход в городе образуется несколько упокоенных бунтовщиков (для желающих узнать по какому принципу образуются бунтовщики и с какой скорость подавляется сопротивление есть статья в War Academy http://www.civfanatics.com/civ3acad_resistance_revealed.shtml ). Их всех превращаем в специалистов и морим на селение голодом. Пару моментов:
— во избежание беспорядков лучше превращать небунтовщиков в артистов (поскольку трудно подсчитать хватит ли отчислений на роскоши и самой роскоши, чтобы упокоенные бунтовщики не начали беспорядки)
— при голодовке первыми дохнут бунтовщики, а потом уже остальные.
— После первого хода войска лучше вывести из города, т.к. начиная со второго хода вероятность перехода начинает действовать. Можно оставить только пару-тройку защитных юнитов, чтобы враг не отбил на контратаке и ОБЯЗАТЕЛЬНО немного войск под городом, чтобы убить 1-го защитного юнита врага, который образуется в городе, если переход всеже произойдет.
3. Национализация. Теперь нам необходимо «заменить» инородное население нашим. Для этого есть 2 пути.
— если в городе есть только бунтовщики, то введя в него 2-х наших рабочих или сеттлера мы заставим умирать от голода бунтовщиков, пока в нем не останутся только наши (в этом случае даже можно не усмирять бунтовщиков войсками, достаточно перекрыть пути к городу, чтобы враг его не отбил).
— Если там уже есть упокоенные инородцы, то можно поступить так – выморить население до 1, ввести своего рабочего и продолжать морить голодом. Последний инородец умрет от голода, а в городе останется наш!
4. Окультуривание. На начальной стадии достаточно построить, чаще купить одно здание, храм или библиотеку. Покупку лучше сделать не раньше, чем в городе останется 1 небунтующий житель, тогда можно небольшим гарнизоном (3-8 см. калькулятор) гарантировать непереход города, и, если наши войска успешно развивают наступление на ближайшие города.
Имея только наше население и все 21 клетку под нашим контролем мы можем забыть о проблеме перехода данного города к врагу.
5. Вандализм. В отдельных случаях, особенно, когда наше наступление захлебывается можно пойти и на вандализм – снести пару-тройку вражеских городов на лини фронта, чтобы закрепить захваченное…
Ну и напоследок еще один момент. В войне с крупной цивилизацией мы часто захватываем массу рабов. Если эта цива намного превосходит нашу по культуре, то ни в коем случае нельзя присоединять рабов этой цивы к нашим городам, пока не добъем эту циву окончательно. Каким бы ни был культурным наш город, он все равно МОЖЕТ перейти к врагу, если там есть инородцы врага. В одной из игр я потерял таким образом город с Дамбой и еще город с Iron Works, а эти города имели культурное значение больше 1000 и совсем не имели культуры АИ, к оторому они перешли.
автор: Sphynx
источник: civfanatics.ru
Советуем почитать:
- Моды для Civilisation III
- Выбор нации
- Civ4: Дипломатия, ориентированная на завоевание
- civfanatics.ru
- Микроменеджмент
- Как работает усталость от войны
- Update-пакет для Civilization III: Conquests