Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Stronghold » Stronghold. Рецензия журнала Игромания

Stronghold. Рецензия журнала Игромания

Если неприятность может произойти — она обязательно произойдет.
Закон Мерфи

StrongholdВсе мы в детстве любили строить песочные крепости. Или воздушные замки — кому как. Многие и сейчас любят. На этом нас и ловят. Обещают строительство фазенды, а кончается все выкапыванием картошки с шести соток под унылым подмосковным дождем.
Этот психологический трюк используют и коварные игроделы. Castles, Stonekeep — какие названия! А потом оказывается, что сами замки в этих играх — дело десятое. Теперь еще вот Stronghold (крепость, твердыня!). Не обольщайтесь. Конечно, замок тут есть, но в основном — картошку копать будете, господа.
Итак, еще одна пастораль на тему военно-экономического симулятора средневековья с чисто вымытыми крестьянами, благородными лордами, волками-людоедами, а также церквями и пивнушками в качестве центров культуры. Занавес открывается. Под приятную музыку в духе времени, которая сменяется в критические моменты барабанным боем, приступаем к разговору об игре.

Красота — страшная сила

Разработчики предлагают пройти две кампании — с упором на войну или на экономику. Кроме того, есть отдельные миссии и «свободная игра». Предусмотрен и сетевой мультиплеер. Но прежде чем говорить о «войне и мире», скажу о том первом, что просто бросается в глаза, — игра ошеломляюще красива.
Начиная с учебных миссий, она будет вас радовать пейзажами, достойными картин Лукаса Кранаха Старшего, — синий прибой красиво дробится у подножий скалистых утесов, а неподалеку на зеленой лесной поляне отдыхает оленье стадо. Правда, скоро вы обнаружите, что любоваться солнечными зайчиками и трепещущими на ветру древесными кронами будет особо некогда — геймплей захватывает все внимание.
Плоды цивилизации в игре не менее живописны, чем природа. Начать с того, что при создании замков авторы использовали средневековые гравюры, досконально воспроизведя все подробности и особенности двенадцати реально существовавших типов сооружений. Другие постройки, как хозяйственные, так и военные, тоже детально проработаны, и смотреть на них — одно удовольствие. Более того, если щелкнуть мышкой на работающей мастерской или пекарне, можно увидеть, что происходит внутри. Вот дородная крестьянка ловко замешивает тесто и запихивает каравай в печь, вот припорошенный мукой мельник досыпает зерно под жернова… Фермы тоже радуют глаз — поля красиво прорастают, зеленеют, колосятся и даже иногда плодоносят. Почему «иногда» — объясню ниже. Правда, смены времен года, как, например, в Lords of Realms, не предусмотрено. Но и без того визуальных радостей, которые будут скрашивать вашу непростую жизнь лорда, выше крыши.
Кроме красот графики и анимации, в игре наблюдаются мелкие приколы, связанные с тем, что у жителей вашего поместья в голове имеется всего одна мозговая извилина, да и та — прямая. Поэтому ходят они тоже исключительно по прямой.

В первой же миссии в центре моего поместья оказалось болото. Было весьма забавно наблюдать, как по пути к продовольственному складу люди, в том числе мамаши с младенцами, влезают по уши в грязь (мелкота при этом играет то ли в Ихтиандра, то ли в черепашек-ниндзя), целенаправленно двигаясь к вожделенной булке. Позже выяснилось, что какой-нибудь пожар или зараженную чумой область обходить тоже никто не собирается. Даже ценой жизни. Но если для крестьян интеллект — необязательная роскошь, то вам, как управляющему всего этого бедлама, он очень и очень понадобится.

В синем плаще с белым подбоем…

StrongholdПервое здание, которое надо построить на карте, — это ваш замок. В нем хранится казна и живет ваше альтер-эго. Как только замок будет построен, вы увидите, как импозантный рыцарь в синем плаще выходит из дверей и неспешной поступью начинает обходить владения. Кроме того, перед дверьми замка появится костер, и рядом с ним — несколько будущих вассалов.
Как сеньор владений, вы должны отстроить поместье и организовать жизнь в нем. В игре присутствует порядка восьмидесяти разнообразных строений и сооружений, как хозяйственных, так и военных. Основных строительных материалов, как и в незабвенных Settlers, — два: дерево и камень. При наличии необходимых ресурсов требуемая постройка возникает мгновенно, как только вы отведете ей место на карте. Кстати, карты заметно меньше по размеру, чем в Settlers или Age of Empires, поэтому место можно рассматривать как еще один ресурс. Ровных участков не так много, как хотелось бы. И если с компактными хижинами лесорубов и охотников, которые впихиваются в малейшие прогалины в лесу, проблем нет, то над размещением ферм и прочих габаритных построек стоит крепко думать. Неудачное планирование может привести к тому, что миссию придется перезапускать.
Тем не менее экономить на строительстве, особенно в начале миссии, не стоит.

В это время наблюдается явный переизбыток людей. Набежавшие из сопредельных владений оглоеды толпятся перед замком, грея руки у костра, и если вы ничем их не займете, они будут просто опустошать ваш продовольственный склад. Кстати, если не желаете поощрять лишнюю иммиграцию — не надо строить слишком много хижин для жилья.
Замковые постройки — отдельная песня: всяческих стен, башен, лестниц, тайных проходов, не говоря о прибамбасах типа жаровен и зубцов, в игре порядка двух десятков. В военных миссиях антураж гармонично дополняется милыми членовредительскими сюрпризами для незваных гостей: незаметными постороннему глазу рвами с кольями, а также ямами со смолой, которые лучники могут поджигать издалека зажженными у жаровни стрелами.
Сами военные действия в игре напоминают любую RTS. Если крестьяне ходят сами по себе, то более дисциплинированные солдаты поддаются управлению. Распоряжаться ими надо с толком — например, для размещения лучников стоит использовать возвышенные места, начиная с самых примитивных деревянных платформ. Так и меткость растет, и вражеским меченосцам до стрелков тяжелее добраться.
Коли речь зашла о войне, кратко скажу, что по сюжету при прохождении вам встретятся четыре противника с красноречивыми прозвищами Крыса, Свинья, Змея и Волк. Выполняя приказ сюзерена, вам предстоит изничтожить вышеупомянутый зверинец, а попутно научиться всему, что должен знать образцовый средневековый лорд. Вот об этом и пойдет речь дальше.

Кормить надо лучше — тогда и не улетят!

Экономическая модель, положенная в основу местного хозяйства, довольно сложна. Я говорю сейчас не о производственных цепочках — они, в общем-то, обычны и мало отличаются от тех, что мы видели в Settlers или в Warсraft. Так, чтобы сделать лучника, нужно располагать тремя зданиями — мастерской, оружейной и казармами. Чтобы испечь хлеб — четырьмя: фермой, мельницей, булочной и продуктовым складом. Но без крестьян хозяйство мертво — а людей надо кормить, обеспечивать жильем, лечить, вдохновлять, запугивать или, наоборот, радовать. И главное — народ в игре до неприличия мобилен и в случае вашей неудачи вовсе не намерен тонуть вместе с кораблем. Невзирая на то, что на дворе средневековье, крестьяне мигрируют что те самые гуси-лебеди, причем не раз в году — в Юрьев день, а когда их левая нога захочет. Как пошутил один мой коллега, огромной популярностью пользовался бы патч, вводящий в Stronghold крепостное право.

StrongholdИдут люди к вам или бегут от вас — зависит от вашего рейтинга. Популярность — это основной ресурс, на котором зиждется ваше правление как лорда. В игре есть семь способов управления популярностью. Очевидные — это налоги и управление рационом. Причем поднять рейтинг можно не только увеличивая порции, но и разнообразя стол. Кроме того, надо строить церкви, постепенно наращивая мощь сооружений — от часовен до соборов. Для еще большего поднятия духа хорошим дополнением к молельням послужат кабаки. Короче, воплощайте в жизнь бессмертный лозунг «хлеба и зрелищ!», и народная любовь будет у вас в кармане!
Если популярность падает ниже некой условной величины (50) — начинается не просто отток крестьян, а настоящий исход из Египта. При этом большая часть производственных зданий пустеет и хозяйство встает как вкопанное. Не так уж сложно было бы поддерживать рейтинг на должном уровне, если б не огромное количество разнообразных форс-мажоров, заготовленных разработчиками для придания геймплею известной бодрости. Подробно о неприятных сюрпризах, каждый из которых катастрофически снижает вашу популярность, поговорим чуть ниже. Пока скажу только, что они, несомненно, очень разнообразят жизнь.
Интересно, что производительность труда в игре — тоже величина переменная. Вспоминаются труды русского экономиста начала XX века Чаянова — он убедительно показал, что как людей ни корми и сколько им ни плати, они согласны пахать лишь до определенного предела, а дальше экономическая стимуляция становится неэффективной. В Stronghold дело обстоит еще веселее — если вы решите улучшить быт крестьян, понастроив садов и каруселей, то это приведет к тому, что народ станет больше развлекаться, нежели вкалывать — и выработка начнет падать. Пресловутая популярность, правда, увеличится. А вот если расставить по периметру замка виселицы, то испуганный люд почему-то начнет работать в полтора раза эффективнее.
Деньги в игре тоже имеются. Единственный их источник — это налоги, а тратить вы их будете в основном на военные нужды. Излишки в конце месяца можно раздавать крестьянам для подкорма все той же ненасытной популярности.

То понос, то золотуха

По части непредвиденных трудностей разработчики, мягко говоря, переборщили. Если в Imperialism набеги крыс или наводнения случались изредка, когда разжиревший игрок уж слишком набивал закрома, то тут казни египетские будут преследовать вас от начала до конца миссии. Перманентно происходящих неприятностей в игре масса, причем избежать их нельзя: уж если какой-то пакости суждено случиться — она обязательно произойдет! Так, я несколько раз переигрывала первую экономическую миссию, и каждый раз начиналась чума. Чума в игре — это такое ядовито-зеленое облако, попав в которое, крестьяне без лишних проволочек отдают богу душу. Откуда чума берется и куда девается — неведомо, но винят в этом вас — лорда владений. И именно ваш рейтинг каждый раз падает на восемь пунктов при наступлении чумы, нападении тли на поля или жучка на плантации хмеля, пожарах, набегах волков или разбойников и прочих многочисленных неприятностях, которые предусмотрели создатели максимально приближенной к жизни игры Stronghold. В отдельные моменты начинает казаться, что лозунгом они взяли реалистичное, но отнюдь не оптимистическое «жизнь есть страдание».
Пожалуй, больше всего на нервы действует то, что с большинством проблем просто невозможно бороться. Ну, скажем, волков-то можно истребить. А что поделаешь, если воры в очередной раз обчистили продовольственный склад, неизвестно на какой срок отодвинув сроки окончания миссии? Пользоваться без конца беспроигрышным сочетанием «Save/Load» — так даже мышь от тоски копыта отбросит. Стискивайте зубы и прикладывайте все усилия к тому, чтобы ваш рейтинг не падал ниже 70 очков — тогда даже в случае двух форс-мажоров подряд тотального исхода народа все-таки не случится.
Но если после всех напастей люди таки разбегутся — не отчаивайтесь. Ничего, что при этом опустеет половина жизненно необходимых для функционирования поместья зданий. Зато на складе начинает накапливаться пища. Оставшиеся отъедаются — и популярность снова станет расти. Извне потянется народ. Правда, может приключиться так, что в тот момент, когда жизнь все-таки начнет налаживаться, закончится отведенное на миссию время — и после объявления, что с заданием вы не справились, вам продемонстрируют унылую рожу вашего героя, торчащего в колодках. Се ля ви… Restart mission.
Но несмотря на все напасти, в Stronghold чертовски интересно играть. Постоянные удары судьбы не столько отпугивают, сколько подстегивают желание разобраться в механике игры. И очень приятно бывает видеть объявление о победе с последующим подсчетом очков, куда добавляются бонусы за досрочное выполнение миссии и перевыполнение плана, в чем бы он ни выражался — бочках с элем или убитых врагах.

Бразды правления в ваших руках

Stronghold

Stronghold

Понятно, что для геймплея RTS критичным является удобное управление. В Stronghold c мониторингом и управлением хозяйством и людьми все в порядке — ну, или почти в порядке. Первое и главное: скорость игры можно менять. Это более чем актуально, поскольку система упреждения о всевозможных неприятностях не слишком удобна, а случаются они постоянно. Не углядишь — и игра бесславно закончится, потому как полдюжины волков сожрут ваше альтер-эго вместе с доспехами. Во время военных действий у меня тоже железно действовал принцип «тише едешь — дальше будешь».
Управлять двумя основными параметрами, влияющими на популярность, — налогами и едой, — можно при помощи соответствующих зданий. Щелкните мышью по замку — и перед вами возникнет шкала налогов. Щелчок на складе даст доступ к распределению пищи. Прочие постройки несут информацию о настроении сидящих в них специалистов и их занятости. Народ тоже не безмолвствует — щелкнув мышкой на крестьянине, можно узнать, что он думает о вашем правлении и об условиях жизни.
Внизу экрана находится меню, из которого можно выяснить все о текущем положении дел. Если надоело смотреть на падающий рейтинг и окошки с наползающей тлей — меню можно вообще убрать с экрана, чтобы в полном объеме любоваться серыми каменными башнями свежеотстроенного замка и живописными соломенными хижинами вокруг. Также для пущего удобства предусмотрены два разных масштаба, четыре фиксированные по сторонам света позиции камеры и иконка «крыша уехала», аналогичная той, что была в Magic & Mayhem, позволяющая убрать кроны деревьев и верхние этажи зданий.
Вообще, прежде чем приступать собственно к игре, советую быстренько пробежать имеющийся при ней туториал. И, если вы не мазохист, не выбирайте уровень impossible. Во всяком случае, поначалу.



Рейтинги:
Геймплей — 8,0
Графика — 9
Звук и музыка — 7
Интерфейс и управление — 7
Новизна — 7
Рейтинг «Мании»: 8.5
Оправданность ожиданий: 90%
Дождались? Очень красивая, исторически достоверная игра с развитыми экономической и военной системами. Над такой и голову поломать приятно.


По материалам журнала «Игромания«

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Игра никогда не бывает готова — просто настаёт время когда её надо выпускать — Сид Мейер


Книги по шахматам