Настольная Цивилизация
«Цивилизация»… Мало найдется людей, кто не играл в эту известнейшую компьютерную игру или хотя бы о ней не слышал. Эта пошаговая стратегия недаром завоевала народное звание «игры всех времен и народов». А также массу престижных призов от журналов, выставок и т.д. Популярность игры обусловлена не только темой — развитием человеческой цивилизации от палки-копалки до космических полетов, но и поистине гениальным автором — великим Сидом Мейером. Именно Мейер заложил несколько больших жанров в компьютерных играх, создав такие шедевры, как «Railroad Tycoon», «Pirates!», ну и, конечно, «Цивилизацию». Многие авторы и команды пытались повторить успех Мейера и эксплуатировали «цивилизаторскую» тему. Но подлинной, единственной, любимой и самой ожидаемой всегда оставалась версия «от Мейера»… Это имя стало настоящей торговой маркой, обеспечив успех основанной Сидом после ухода из Microprose компании Firaxis. С момента выхода в 1990 году первой версии «Цивы», как ласково зовут игру российские поклонники, прошло вот уже 13 лет — и на экранах мониторов при загрузке игры горит уже римская цифра «III».
Компания Eagle Games была основана в 1999 году еще одним «ветераном» индустрии компьютерных игр — Гленном Дровером. Основной идеей и целью компании стало создание настольных версий компьютерных игр, а также разработка собственных «настольных» проектов. Компания не стала скромничать и обратилась к Firaxis и Infrogrames (издатель третьей части «Цивилизации») с предложением о выпуске настольной версии. Переговоры была достаточно быстрыми, и уже в 2001 году стали известно о том, что наконец-то сбудется мечта многих — будет создана настольная версия великой игры. В течение двух лет разработчики готовили настольную версию, и осенью 2002 года игра уже поступила на полки магазинов в США и в Европе. Теперь игра добралась и до России.
Что же получает игрок, купивший увесистую (около 5 кг!) коробку с фирменным логотипом? Прежде всего поражает количество фишек воинов, поселенцев, фрегатов, городов, танков и т.д. — всего 784 миниатюры из пластика! В комплект также входит большое (120 на 92 см) игровое поле, на котором изображена стилизованная карта Земли, а также кубики, карточки технологий, городов и чудес света, картонные маркеры ресурсов или событий и монеты. В коробке также лежит брошюра с правилами (на английском и на русском языке) и карточки с «деревом технологий» и краткими правилами.
Сама игра, разумеется, представляет собой создание империи, которой предстоит тест на прочность во враждебном окружении. Всего в игре 4 эры — античность, средневековье, индустриальная эпоха (век пороха) и современность. В одной партии может участвовать от 2 до 6 игроков, каждый из которых получает по паре провинций, по паре отрядов воинов и поселенцев и немного монет. Далее все зависит от действий игрока — он может немедленно начать продвижение армии к границам ближайшего соседа, или осваивать прилегающие территории, создавая новые города. Можно вложить все усилия в приобретение необходимых для развития технологий (в настольной версии технологии не изобретаются, а покупаются за фиксированную сумму, и обладание ими дает большие бонусы). Но самое главное — игрок может начинать разнообразные переговоры с другими участниками игры, строя козни против соседей или просто тех, кто ему мешает. И в этом подлинное отличие «настольной» Цивилизации от «компьютерной»: никто не ограничивает дипломатию — выходите в соседнюю комнату, обменивайтесь записками (диппочта!) или займите позицию «неприсоединения». Количество вариантов союзов, ударов в спину, внезапных смен политического курса безгранично — ибо в игре действует не «искусственный интеллект», а изворотливые мозги живых людей… На мой взгляд, одно это делает настольную игру исключительно привлекательной. Каждому, кто любит «электронную» версию, просто необходимо попробовать сыграть в настольную.
Разумеется, компьютерные технологии дают больше возможностей по детализации управления вашей страной — строительство всевозможных зданий в ваших городах, строительство дорог, ферм и т.д. Все это не могло быть отражено в полном объеме в настольной версии, хотя большинство ключевых элементов все равно присутствует. Так, жители вашей империи — весьма вредные и ленивые люди (наверное, это соответствует взгляду любого правителя), и только 1-2 города или провинции изначально работают на полную мощность. Для того, чтобы улучшить положение дел, необходимо построить одно из сооружений, улучшающих мораль подданных — храм, стадион, госпиталь и пр. Здесь, правда, появляется еще одно отличие от компьютерной версии — здание каждого типа может быть у каждой нации только в одном экземпляре (справедливости ради надо отметить, что это резко упрощает «учет» городов, да и городов не так много). Управление сооружениями очень простое — в комплект игры входят карточки, по несколько штук на каждый тип города, со всеми возможными вариантами. Когда игрок строит поселение, он получает карточку и поворачивает ее таким образом, чтобы текущий размер города (от 1 до 4) был сверху. Если в городе создается какой-то объект инфраструктуры, то на эту карточку кладется еще одна, с указанием объекта. Кроме обычных зданий играющие могут получать великие чудеса света, которые серьезным образом увеличивают шансы на победу. Здесь разработчики также упростили жизнь игрокам, не обрекая их на длительное строительство — чудо, как правило, появляется при получении соответствующей технологии. Игрок получает карточку, на которой изображено удивительное строение/явление и описан его эффект.
Главное, что роднит оба варианта великой игры — это задача игрока: создать империю и выдержать испытание временем! Создавайте Рим в Америке, ведите русский «блицкриг», постройте пирамиды в Японии — перепишите историю по вашему вкусу! Каждая партия в настольную версию «Цивилизации» — отличный способ провести выходной день в кругу друзей или родственников и потренироваться в навыках дипломатичного поведения, стратегического мышления и коварства настоящего Императора!
Филиппов Андрей
Журнал «Империя настольных игр» №4 (2’2003)
Советуем почитать:
- Время не властно над истинными ценностями
- Дедушка Мейер. Человек-легенда отвечает на вопросы корреспондентов Game.EXE
- Цивилизации всех эпох – объединяйтесь!
- Список игр Сида Мейера (Sid’s Game History)
- Сид Мейер. Интервью с журналом Game Bytes
- Апостол компьютерной стратегии
- Сид Мейер. Время великих игр и их разработчиков