Вассал является цивилизацией AI, которая становится подвластной другой цивилизации, как AI, так и человека, называемой «хозяином».
Вассальные отношения становятся доступными после Феодализма. По меньшей мере одна из вовлечённых в них цивилизаций должна обладать этой технологией, чтобы установить вассальные отношения.
Цивилизации могут стать вассалами двумя способами:
Добровольно: Цивилизация может выбрать вассальную зависимость от другой цивилизации. Обычно это происходит только в том случае, если более маленькой и слабой цивилизации AI угрожает большая цивилизация. Более слабая цивилизация может добровольно предложить себя в качестве вассала третьей цивилизации взамен на защиту. Вассал может в любое время прекратить действие данного соглашения.
Капитуляция: Цивилизация вынуждена стать вассалом цивилизации, которая её захватила. Вассал не может прекратить действие этого соглашения за исключением того случая, когда население и территория вассала увеличится (или, напротив, хозяина уменьшится) до половины от показателей хозяина.
Последствия установления вассалитета следующие:
Отсутствует контроль над дипломатией. Хозяин определяет вопросы войны и мира с другими цивилизациями; вассал же должен следовать за ним.
Вассалы по-прежнему могут заключать торговые соглашения с другими цивилизациями, с которыми они не воюют, но должны отменить эти соглашения, если хозяин им прикажет.
Хозяин может требовать ресурсы от вассала под угрозой войны, если получит отказ.
Хозяин может приказать вассалу изучать определённую технологию.
Также важно понять, что существует кое-что, чего хозяин не может сделать с вассалом:
Хозяин не может ни объявить войну вассалу, ни прекратить отношения вассалитета. Если вассал не откажется предоставить вам ресурсы или не примет решения разорвать отношения вассалитета (что возможно только в добровольных вассальных соглашениях), вы будете связаны с ним.
Хозяин не может требовать от вассала технологии, и вассал не обязан торговать технологиями с хозяином. (Имейте в виду, что AI запрограммирован никогда не торговать любыми технологиями, позволяющими строить космический корабль, с другими цивилизациями.)
Важно понимать, как отношения вассалитета работают в случае войны и мира.
Цивилизация A воюет с цивилизацией B. Цивилизация C в мире с обоими из них. Цивилизация A добровольно предлагает вассалитет цивилизации C. Если цивилизация C примет предложение, то цивилизация A и цивилизация C вместе вступят в войну с цивилизацией B.
Цивилизация A воюет и с цивилизацией B, и с цивилизацией C. Цивилизация A становится вассалом цивилизации C. Цивилизации A, B и C мирятся друг с другом.
Добровольный вассалитет является, следовательно, одним из способов, с помощью которого AI может вовлечь другую цивилизацию в войну. Например, вы можете начать войну против слабого соседа, только для того, чтобы сразу же начать войну с более большой и сильной цивилизацией, потому что выбранный вами оппонент добровольно стал вассалом другой цивилизации.
Игрок-человек не может стать вассалом цивилизации AI.
Преимущества
Бесплатный доступ к ресурсам на территории вассала.
Напротив, возможность отобрать ресурсы у другой цивилизации (запретив вашему вассалу торговать с ней или попросив эти ресурсы себе).
+1 счастье во всех ваших городах за каждое вассальное государство.
Возможность перераспределить исследования. Вы можете приказать вашему вассалу изучать одну технологию пока вы изучаете другую (в окне дипломатии нажмите «Давайте поговорим о чём-нибудь ещё», затем «Почему бы вам не изучить…»). Затем вы сможете выторговать у вашего вассала эту технологию (вассал обычно должен быть «доволен» или «дружелюбен», чтобы согласиться на это). Вы также можете использовать Интернет, чтобы получить от них технологию (возможно, если другая цивилизация также владеет этой технологией) или использовать шпионаж, чтобы украсть её (БТС).
Во всех войнах вы автоматически будете в альянсе. Если вы объявите войну, или её объявят вам, вассал также вступит в войну на вашей стороне.
Вассал засчитывается в качестве побеждённой цивилизации для победы завоеванием, так что вам не нужно делать всю грязную работу по полному их уничтожению. Точно также, 50% территории и населения вассала засчитываются вам для победы доминацией.
Вассалы должны голосовать за вас на всех выборах в ООН или в Апостольском Дворце (БТС), на которые вы имеете право.
Недостатки
Если вы завоевали вассала, вы получите нескольких несчастных граждан в любом городе, который вы отобрали у вассала, потому что они захотят «присоединиться к своей родине». Эти несчастные жители останутся на много-много ходов.
Вы получите -1 в дипломатических отношениях со всеми остальными цивилизациями за каждого вашего вассала.
Вам потребуется дополнительное содержание для всех ваших городов, как результат наличия вассала.
Завоёванный вассал будет, весьма вероятно, иметь низкий уровень дипломатических отношений с вами (разъярённый, раздражённый или осторожный) и, в результате, не будет иметь желания торговать с вами технологиями.
Фишки
Если вы ведёте войну, проверяйте, не предлагает ли ваш оппонент «Капитуляцию», чтобы вернуться к миру. У разных лидеров для этого разный порог. Некоторые капитулируют сразу же, как потеряют пару городов. Другие будут отказываться до тех пор, пока у них не останется всего один город. Большинство сдадутся где-то посередине.
Помните, что если цивилизация хочет предложить капитулировать вам, то она, вероятно, готова предложить капитуляцию и кому-нибудь ещё. Регулярно проверяйте рейтинг силы. Другая цивилизация едва ли примет вашего врага в качестве вассала, если вы более сильны, так как в результате они автоматически вступят с вами в войну. В БТС предполагается, что вассал сдаётся цивилизации, которая нанесла ему наибольший урон, но прямой зависимости нет.
Постарайтесь избежать разрушения городов, если вы хотите сделать своего врага вассалом. Каждый разрушенный город повлечёт за собой ухудшение отношений с вашим будущим вассалом и затруднит торговлю технологиями.
Каждая технология, которую вы продаёте вассалу, может через ход быть продана им другим цивилизациям. Следовательно, вам захотите с осторожностью отнестись к тем технологиям, которые вы продаёте или отдаёте вашему вассалу.
Подумайте, какую пользу вы извлечёте из вассала. Если вам главным образом нужен военный союз, воинственные лидеры, вроде Монтесумы, Шаки или Чингис-Хана могут стать хорошими вассалами. Напротив, если вы хотите помощи в исследованиях, то учёные, вроде Манса Муссы, Пакаля или Уйана Капака станут хорошим выбором.
Если вы хотите, чтобы вассал был более полезен, чем просто довесок в победе доминацией или завоеванием, убедитесь, что вы оставили им достаточно земли и городов для тех целей, в которых вы хотите их использовать (исследование, вооружённые силы).
Существуют две основные причины, из-за которых многие игроки не принимают капитуляцию вассала, предпочитая вместо этого полное уничтожение:
Несчастье из-за «родины», которое восстанавливается плачевно медленно;
50% добавка к населению и территории для победы доминацией, тогда как 100% (в случае полного завоевания другой цивилизации) даст вам более раннюю победу.
Колонии
Колонии, которые существовал и в Цивилизации III, были возвращены в БТС в качестве одного из подвидов вассалов.
Как только у вас будет два или более города на землях отличных от тех, на которых располагается ваша столица, вы сможете «освободить» эти города и использовать их в качестве колоний.
Города на отдельном материке (особенно четыре или более) в БТС имеют необычайно высокую стоимость содержания. Если вы сделаете эти города колониями, то стоимость содержания пропадёт.
Колонии находятся в таких же отношениях с организовавшими их цивилизациями, как и вассалы со своими хозяевами, за некоторыми исключениями:
За колонии нет дипломатических штрафов.
Колониальные отношения не могут быть разорваны какой-либо из сторон.
Вы получаете огромный дипломатический бонус за «освобождение» колонии. Они, вероятно, останутся «дружелюбными» по отношению к вам на всю оставшуюся игру.
Узнав однажды, что такое полет, ты станешь ходить по земле, обратив взор к небесам, потому что там тебе довелось побывать и туда ты будешь жаждать вернуться— Леонардо да Винчи, Civilization IV