Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization III » Civ3: Conquests » Преимущества экспансии

Преимущества экспансии

Полтора года назад повсеместно считалось, что свойство расы «Expansionist» практически бесполезно. В тогдашних «Советах мастеров» я изумлялся этому странному факту. Сейчас роль «парии» заняло мореплавание (и, боюсь, заслуженно), а Expansionist резко переместился из аутсайдеров в фавориты. Почему?

Мы можем гордиться: согласно рейтингу от Firaxis, на сегодняшний день самая популярная цивилизация в игре — русские. Они прочно вытеснили некогда сверхпопулярных вавилонян, и это несмотря на то, что их спецвойска — казаки — малополезны по сравнению с большинством спецвойск древней эпохи.

Фокус, конечно же, в сочетании Scientific-Expansionist, которое показало себя идеальным для быстрого роста. Дебют за эту цивилизацию позволяет быстрее всего достичь гегемонии. Впрочем, другие Expansionist’ы — арабы, даже американцы — тоже отнюдь не слабы. И кому есть дело до их бестолкового истребителя? Нужно для них только одно начальное везение: оказаться на материке, а не на острове.

В чем преимущества Expansionist-цивилизаций? Конечно, не в удешевленных акведуках — это, безусловно, штука важная, но не сравнится с теми же библиотеками. Главным тут оказывается разведчик.

Правильная игра за Expansionist (особенно вкупе с Scientific) на начальном этапе выглядит так:

Ставим город, заботясь в первую очередь об обилии пищи. Первым делом производим разведчика (второго, один есть у нас изначально). Если вокруг совсем необъятные просторы — то и третьего. Наша задача — первыми собрать с карты все «плюшки». В случае русских больше половины этих плюшек будут технологиями. Еще в четвертом тысячелетии до н.э.. реально стать счастливым обладателем всех базовых наук и немалого количества знаний «второго эшелона».

Поэтому города наши вообще не заботятся о развитии. В гонке за чудесами не участвуем. Изучаем мы исключительно то, что нужно для строительства библиотек и республики, но на первом этапе нам нужна, кроме гарнизонов и некоторого количества рабочих, только одна продукция: колонисты.

Благодаря быстрой разведке мы заранее знаем, где стоит селиться. Быстро хватаем все доступные варианты роскоши: нам будет еще долгое время не до храмов и прочих средств успокоения населения. Храмы строятся только там, где иначе не дотянуться до ресурса (нужно расширять границы) или близко «культурные» враги (и страшно потерять город).

Причем одновременно со строительством городов разворачиваем дорожную сеть, дабы с самого начала вся наша империя оказалась в цепочке трактов. Иначе, сами понимаете, бессмысленно хватать роскошь, да и обороняться в случае чего эффективно не сможем — наша страна растянется на слишком большое расстояние.

Ничего, что преступность будет на таких просторах цвести пышным цветом: еще в древнюю эпоху мы возведем Forbidden Palace. Стало быть, с самого начала пытаемся планировать «бинуклеарную» структуру, то есть державу с двумя центрами. Не надо распространяться равномерно во все концы, это ошибка. Лучше расползтись на некоторое расстояние и сделать дальний «выброс», где тоже распространиться.

Чем еще хороши русские — так это тем, что благодаря своей «научности» они почти наверняка получат в древнюю эпоху научного лидера. Не вздумайте пускать его на науку. Нам нужно все-таки чудо света, причем одно, конкретное: Пирамиды. На худой конец можно даже построить его честно. Безо всех остальных древних чудес можно спокойно обойтись. Получится разжиться Колоссом — отлично, нет — не беда. Пирамиды важнее всего, потому что на строительство амбаров в каждом селе Гадюкино у нас времени нет и не будет. А прирост населения — ключевой момент. Русским положено закидывать противника шапками.

Из прочих чудес стоит задуматься над статуей Зевса, которая позволит вам бесплатно организовать небольшую дебютную войну, и храмом Артемиды, обеспечивающим храмами. Но Пирамиды все равно важнее.

Второй этап наступает, когда свободное место кончилось. Обычно к этому моменту вы более-менее готовы к переходу в средневековье. Нужно сделать выбор: развивать науку или воевать?

Я скорее за первое. Ваша территория так велика, что ее нужно освоить получше. Распахать поля, накопать шахт, построить библиотеки. К тому же для войны очень не помешают два средневековых чуда света — Сунь-Цзы и мастерская Леонардо. Для вас первоочередное значение имеют те чудеса, что работают по всему континенту. Так что смело переходите к республике и ждите этих нововведений.

Кроме того, есть дополнительный шанс — если ваша территория глубоко вгрызается во вражеские, можно провести культурное завоевание. Но это дело не слишком надежное, так что, возможно, лучше по старинке…

Если враги уже добрались до средневековья — тогда не спешите. С вашим обилием городов вы обгоните их в науке, так что учите Университет, а затем двигайтесь к кавалерии и подымайте казачество. Казаками быстро подбегайте к столице и крушите все дороги около нее. В эту эпоху еще нет никаких приемлемых войск, которые можно строить без ресурсов, и противнику придется обходиться лучниками и теми солдатами, что были у него изначально.

Конечно, это в том случае, если вы играете именно русскими. Арабам лучше устраивать войну на этапе рыцарей — их ансары играют ту же роль, что казаки у русских, за счет большой скорости рушат вражеские коммуникации. И не забудьте, что арабами стоит воевать в состоянии монархии — им, как религиозному народу, легко переключаться. А американцам стоит, наоборот, дождаться индустриализации: фабрики они построят очень быстро, и тогда с ними по промышленной мощи никто не потягается.

***
Конечно, Scientific-Religious и другие комбинации имеют свои плюсы. Вот только к тому моменту, как они развернутся, у русских будет столько территории, что их просто задавят массой. Конечно, на экспансию есть ответ: блицкриг по неподготовленным территориям. Так что не забывайте о бдительности…


Материал предоставлен журналом: «Лучшие компьютерные игры» №12 (37) декабрь 2004

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Промышленник должен руководствоваться одним-единственным правилом: производить как можно более качественный продукт по как можно более низкой цене и платить работникам как можно более высокую заработную плату — Генри Форд, Civilization IV


Книги по шахматам