Планирование нападения (Сунь-цзы от BOPOHа)
Трактат об искусстве ведения войны в Civilization 3
Сунь-цзы сказал:
«Метод использования войск следующий: наилучшее — сохранить столицу государства врага, на втором месте — разрушить его столицу. Наилучшее — сохранить его армию, на втором месте — разбить ее. Наилучшее — сохранить соединения врага, на втором месте — уничтожить их. Наилучшее — сохранить подразделения врага, на втором месте — уничтожить их. Наилучшее — сохранить «пятерки» врага, на втором месте — уничтожить их. Поэтому одержать сто побед в ста сражениях — это не вершина превосходства. Подчинить армию врага не сражаясь — вот подлинная вершина превосходства».
* * *
Поэтому высшее предназначение войны — разрушить планы врага; затем — разрушить его союзы; затем — напасть на его армию; и самое последнее — напасть на его укрепленные города.
Осада города применяется только тогда, когда это неизбежно. Подготовка больших подвижных оборонительных отрядов, укрепленных осадных орудий (катапульт, пушек) потребует достаточно времени. Если полководец не может преодолеть нетерпения и бросит своих атакующих юнитов (не дожидаясь прибытия защитных юнитов) ползти по стенам, как муравьев, он погубит две трети своей армии, а впереди еще один город. Что будет делать полководец с такой потрепанной армией – правильно, отступать. Разве такой исход стоил ваших потерь? В этом гибельные последствия преждевременной осады города.
Поэтому тот, кто преуспел в военном деле, подчиняет чужие армии, не вступая в битву, захватывает чужие города, не осаждая их, и разрушает чужие государства без продолжительного сражения. Он должен сражаться под Рандомом с высшей целью «сохранения» своей армии. Тогда его оружие не притупится и плоды победы можно будет удержать. В этом стратегия наступления.
* * *
Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят, избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.
* * *
Полководец (т.е. ты) — это поддерживающая опора государства. Если его знания крепки, государство обязательно будет сильным. Если в опоре появятся трещины, государство неизбежно ослабеет. Поэтому постоянно пополняй копилку своих знаний.
* * *
Есть случаи, когда армия ставится в трудное положение своим правителем:
Он не знает, что армия не должна продвигаться, но требует, чтобы она наступала, или не знает, что армия не должна отходить, и приказывает отступать. Это называется «запутыванием армии».
Он не понимает военных дел своей армии, итогом таких сомнений станет разрозненность юнитов, которых враг уничтожит по-отдельности. Когда армия представляет из себя разбросанных по карте отдельных юнитов, возникает опасность, что соседние правители воспользуются ситуацией. Это называется «разгромленная армия приближает к победе другого».
* * *
Вот пять признаков, из которых можно узнать о победе
1.Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит победу.
2.Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит победу.
3.Тот, у кого верхи (ты) и низы (твой народ) горят одним и тем же желанием, одержит победу.
4.Тот, кто будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит победу.
5.Тот, у кого армия больше, а правитель не ставит ее в трудное положение, одержит победу.
Таковы пять путей узнать победу.
* * *
Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении.
Поэтому засылайте шпионов и разведчиков, чаще смотрите статистику и общайтесь со своими советниками.
Советуем почитать:
- Шаманские куколки Civilization IV
- Сорен Джонсон и его вклад в серию — Civilization IV
- Sid Meier’s Civilization V. В разработке. Превью от gameland.ru
- Оператор цивилизаций
- Быть Сидом Мейером
- Что больше всего изменилось в Civilization III?
- Civilization Chronicles