Начальные расчеты (Сунь-цзы от BOPOHа)
Трактат об искусстве ведения войны в Civilization 3
Сунь-цзы сказал:
«Война — это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать».
* * *
Поэтому определяй ее в соответствии со следующими пятью факторами, измеряй ее расчетами и ищи ее подлинную природу. Первый называется Рейтинг одобрения, второй — Рандом, третий – Карта местности, четвертый — Полководец и пятый – Тип правления.
Рейтинг одобрения заставляет людей быть в полной гармонии с правителем. Поэтому, они будут умирать вместе с ним, они будут жить вместе с ним и не бояться опасности.
Рандом заключает в себе инь и ян, холод и жару и исход каждого конкретного боя.
Карта местности заключает в себе далекое или близкое, трудное или легкое, обширное или сжатое, смертельную или надежную местность.
Полководец заключает в себе мудрость, доверие, гуманность, мужество и строгость.
Тип правления заключает в себе организацию и предписания, Дао командования и снабжения.
Нет таких полководцев, которые не слышали бы об этих пяти. Те, кто понимает их, будут побеждать; те, кто не понимает их, не будут побеждать.
* * *
Поэтому, измеряя с помощью расчетов, ища подлинную природу, спроси:
Кто из правителей обладает Дао? (коммуникации, укрепления, ресурсы, технологии)
Кто из полководцев обладает наибольшими военными способностями?
Кто обрел преимущества Рандома и Карты?
Чьи законы и приказы народ выполняет более тщательно? (У кого больше производство и меньше коррупция? У кого счастливее народ? У кого выше Рейтинг одобрения?)
Чьи войска сильнее? (У кого самая большая армия?)
Чьи юниты современнее и лучше обучены? (ветераны, элита)
Из этого я узнаю победу и поражение!
* * *
Усвоив эти расчеты, сложи их со стратегической мощью [ши], дополненной боевой тактикой, отвечающей внешним обстоятельствам. Что касается стратегической силы, она использует боевую тактику [цюань] в соответствии с выгодой, которая должна быть.
* * *
Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко.
* * *
Изобрази выгоду, чтобы отвлечь противника. Сотвори беспорядок в его силах и возьми его.
Если он полон, приготовься; если он силен, избегай его.
Если враг отдохнувший, заставь его напрячь силы.
Если он объединен, разъедини его.
Нападай там, где он не приготовился.
Иди вперед там, где он не ожидает.
Таковы пути, которыми военные стратеги побеждают. Но о них нельзя говорить наперед. Тайна – вот твой главный союзник.
* * *
Тот, кто еще до сражения определяет в окне советников и статистики, что одержит победу, находит, что большинство обстоятельств в его пользу. Тот, кто еще до сражения определяет в окне советников и статистики, что не одержит победу, находит немного обстоятельств в свою пользу.
Если тот, кто нашел, что большинство обстоятельств говорят в его пользу, победит, а тот, кто нашел, что немного обстоятельств говорят в его пользу, будет разбит, то что говорить о том, кто не находит никаких обстоятельств в свою пользу?
Если я посмотрю на это так, победа и поражение будут очевидны.
Советуем почитать:
- Шаманские куколки Civilization IV
- Сорен Джонсон и его вклад в серию — Civilization IV
- Sid Meier’s Civilization V. В разработке. Превью от gameland.ru
- Оператор цивилизаций
- Быть Сидом Мейером
- Civilization Chronicles
- Что больше всего изменилось в Civilization III?