Не производите воинские части, если у Вас нет казарм (это допустимо только в начале игры). Ветеранские части резко отличаются по силе от обычных, а стоят столько же.
Как можно раньше откройте математику. Это даст Вам возможность создавать катапульты (древнюю «артиллерию»). Развитие военной техники неразрывно связано с развитием науки (порох, теория полета и пр…).
На ранних стадиях игры колесницы и кавалерия могут дать возможность «блицкрига». Малоподвижные части, такие как катапульты, вводятся в бой в качестве второго эшелона.
Как только Ваши казармы станут бесполезными в результате развития новой техники, немедленно создавайте новые. В тех городах, которые находятся вблизи линии фронта, создавайте их ускоренно (можно даже и покупать).
Вместо того, чтобы осаждать крупные, хорошо защищенные и насыщенные войсками вражеские города, иногда целесообразно построить рядом с ними крепость и ввести в нее гарнизон. Так можно «закупорить» крупный город и постепенно «удушить» его дешевыми и слабыми войсками типа фаланг.
Имейте в своем распоряжении военно-морской флот. В этой игре военно-морская мощь имеет важнейшее значение.
У Вас есть возможность держать сильную морскую боевую единицу в дежурном режиме (SENTRY) для охраны собственных гаваней и портов. Когда обстановка складывается для Вас плохо и сил для океанского патрулирования недостаточно, эта возможность особенно ценна. Такие части обнаружат приближение противника и защитят Ваш город от артобстрела с моря.
Для патрулирования больших океанских просторов используйте опцию «GO TO«. Это упростит управление игрой.
Распускайте (DISBAND) те части, которые стали не нужны. Не забывайте обновлять части в городах на более современные.
В городах обычно стоят фортифицированные части, но одну из них не надо фортифицировать. Дайте ей команду нести сторожевую службу (CENTRY). Это вовремя предупредит Вас о приближении врага.
Города, подверженные внезапным атакам варваров, требуют не одной сторожевой части, а двух, причем одна из них может быть и за пределами города. Уничтожать варваров надо до того, как они разрушат освоенные Вами территории.
Никогда не фортифицируйте свои части на гладкой равнине. Они слишком доступны для внезапной атаки, причем могут стать жертвами и более слабой единицы.
Вражеские порты с городскими стенами просто блокируйте. Порты без городских стен обстреливайте.
С развитием морских транспортных судов становится возможным перемещать до восьми боевых единиц на одном судне. Такие транспорты надо особо тщательно охранять. Их надо эскортировать крейсерами (CRUISER) или линкорами (BATTLESHIP). Их радиус действия и обзора выше, чем у обычных судов и они вовремя предупредят о затаившемся охотнике.
Авианосец с бомбардировщиками и истребителями — тоже отличное средство сопровождения транспорта.
Ядерные ракеты — самое лучшее средство для проведения разведки благодаря их особо высокому радиусу действия. Запускайте их из стратегически важных городов, но следите за тем, чтобы оставалось достаточно ходов для того, чтобы приземлиться в одном из своих городов или на авианосце.
Будьте предельно осторожны при использовании ядерных ракет для такой нетрадиционной задачи, как разведка. Одно неаккуратное движение курсором и Вы получите начало ядерной войны.
Если вам станет известно, что агрессивный и необузданный соперник стал обладать ядерным оружием, Вам необходимо немедленно развивать Стратегическую Оборонную Инициативу (СОИ) — SDI. Только система SDI защитит Ваши города от ядерного удара.
Друзья мои, враг перед вами. Все они были куплены по семь фунтов и десять пенсов за человека. Вы стоите больше? Докажите. Сегодня американский флаг будет реять на том холме, или Молли Старк станет вдовой!— Джон Старк, Civilization IV: Colonization