Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » История жанров » Strategy » Бой без вариантов

Бой без вариантов


Как ни крути, а путь к победе в среднестатистической стратегии прост и прямолинеен до неприличия. Показалась на горизонте кавалерия — выставляешь отряды копейщиков; идут орды пеших воинов — засыпаешь их стрелами; замечены чужие лучники — спускаешь на них всадников.

Стараниями художников пехота может превратиться в зерлингов, а лучники — в осадные танки; на свет даже могут появляться промежуточные виды, добавляющие к пресловутой игре «Камень-ножницы-бумага» варианты «Ящерица» и «Спок» — но суть дела от этого не изменится ни на йоту. Для победы все так же нужно послать разведчиков-самоубийц, узнать, что строит противник, и нанять солдат, предназначенных для борьбы именно с этим родом войск.
Универсальный рецепт победы работает в любой стратегии, от «Цивилизации» до «Старкрафта» — по крайней мере, пока есть ресурсы, чтобы штамповать необходимые контр-юниты. Получается, что вместо войны раз за разом приходится поднимать экономику и налаживать производство, то есть играть в тайкун с военным уклоном. И что самое странное, в нем все кристально честны: даже если главы двух государств давно вынашивают планы вероломного нападения друг на друга, при дипломатической встрече они непременно откроют экран торговли. А там — абсолютно точные сведения, сколько у каждой стороны в казне золота, с кем она враждует и какие технологии исследовала; в особо запущенных случаях будущему врагу даже предоставляется список воинских подразделений и график роста военной мощи. А как порой хочется отправить чужого дипломата на экскурсию по потемкинским деревням, дабы создать иллюзию экономической мощи, или пригласить на демонстрацию передовых видов вооружения, чтобы отсрочить неизбежный конфликт хоть на пару десятков ходов!
Принцип правдивости информации неизменно соблюдается и в военное время: разведчики или приносят абсолютно достоверные данные, или честно признаются, что не в состоянии выполнить миссию. Их не перевербовывают и не скармливают им дезинформацию; они не ошибаются при подсчете численности войск и оценке мощности оружия — а ведь неопытный разведчик может насчитать в армии не тысячу, а десять тысяч солдат. Особенно если те не только разводят ночью лишние костры, но и тянут с собой парочку магов, создающих иллюзорные полки. А перед лицом такой «десятитысячной» армии какой-нибудь захудалый гарнизон вполне может сбежать, оставив город или крепость без защиты. Часто ли такое встречается в играх?
Да и для боя за время существования литературы, кино и настольных игр было придумано немало трюков. Не все они выдержат проверку реальной жизнью — но ведь и не каждая игра претендует на реалистичность. Так почему же на крепостные стены нельзя выставить привязанные к палкам трупы, чтобы враг их принял за защитников и потратил немало нервов и амуниции, пытаясь убить «неуязвимых» стражей? Где возможность поджечь лес засушливым летом, чтобы неприятель сгорел вместе со всеми партизанами, друидами и их ручными медведями? Почему чародеи мановением руки могут превратить в голема бесхозно лежащую глыбу -, но стены, сложенные из таких же глыб, их не послушаются?
Конечно, свои ограничения накладывает движок — но главная проблема в том, что усложнение игр никому не нужно. R.U.S.E. блистала целым набором информационных трюков, в Starcraft протоссы создавали иллюзорные копии юнитов — да даже в Red Alert США могли строить фальшивые здания, которые ничего не производили, но выглядели как настоящие, стоили в несколько раз дешевле и вполне могли использоваться, чтобы отвлечь внимание от основной базы. Но рядовой игрок ленится осваивать тонкости информационной борьбы и ограничивает свой тактический арсенал штамповкой сотен гидралисков да конными налетами на лучников. Ну а стратеги-киберспортсмены уже давно соревнуются лишь в скорости и точности кликов мышью, хотя пресловутый -микроконтроль», решающий исход сражений — это не проявление тактической мысли, а свод дополнительных правил к «камню-ножницам», которые требуют от участников не только выбрать правильную фигуру, но и безупречно ее сложить.


Антон Бондаренко
Навигатор игрового мира, Октябрь 2012

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Когда Леонардо рисовал улыбку Мадонны, позировал ему Сид Мейер. Изначально эта картина называлась Я придумал новую фичу для «Альфы Центавры» — Вся правда о Сиде Мейере


Книги по шахматам