Апостол компьютерной стратегии
Сид Мейер — патриарх игровой индустрии.
Он начинал с игр для Apple и Commodore 64. DOS был жизненным пространством для его первых эпохальных проектов, а сегодня его новинки прокручиваются на четвертом “пентиуме”. Дизайнерская карьера этого гения началась с Solo Flight (MicroProse, 1984), позиционировавшейся на рынке легкой безделкой в стиле аrcade flight. До сих пор классик компьютерных игр оправдывается по поводу низкого искусственного интеллекта у вражеского пилота. Но в те времена он имел малое влияние на общую ситуацию в крохотной, но перспективной фирмочке. Впервые достаточную самостоятельность в реализации собственных замыслов Сид получил при работе над симулятором боевой подводной лодки Silent Service (1985). Новая идеология компьютерных игра стала формироваться в том момент, когда создатель Silent Service убедился: «в душе программиста забава и реализм обязательно столкнутся, но всегда одолеет желание получить удовольствие от игры”.
Игра Sid Meier‘s Pirates! (1987) стала самым популярным развлечением счастливцев, имевших доступ к компьютерам Macintosh. После множества военных симуляторов впервые появился элемент планетарной стратегии, когда в роли капитана игрок обязан был исследовать закоулки Карибского моря, путешествовать от одного торгового порта к другому и сосредоточиться на теме обладания золотом. Тема охоты за ресурсами неожиданно получит “второе дыхание” в Civilization-3. Спустя годы гений признается: «Пираты!» изначально задумывались как adventure game для людей, не любивший вообще приключений и компьютерных игр в частности“. В 1985 компания TSR продала около 60 000 копий игры Red Storm Rising, сделанной по мотивам политизированного романа писателя Тома Клэнси. Одной из миссий было противостояние с советской подводной лодкой, загнанной под арктические льды. Именно в работе над составлением правдоподобных шумов и уникальных звуков, составляющих большую часть в работе подводника, сформировались обостренные требования Сида Мейера к звуковому сопровождению всех последующих шедевров. Если у геймера был компьютер Amiga и наушники, то со стороны игрок в Red Storm Rising больше всего напоминал охотника за вражескими субмаринами, распознаваемыми не по примитивной картинке, а по шуму винтов. Кульминацией поисков в этом направлении станет CPU Bach (1993). После Civilization геймеров интересовал вопрос: чем займется Сид Мейер? Никто не ожидал, что Сид перевоплотится в Баха. Создаст программный продукт, помогающий дописать музыкальные сочинения великого композитора. Этот неожиданный поступок открыл для нас еще одну грань в таланте великого выдумщика. Сид Мейер постиг музыкальные тайны Баха. Электронный орган отныне становится обязательной деталью его рабочего кабинета. Но, как и следовало ожидать, искусственный интеллект Баха не стал прибыльным проектом.
Выход в продажу самолетного симулятора F-19 Stealth Fighter (1988) сопровождался скандалом, связанным с обвинениями в адрес автора игры, якобы использовавшим в работе засекреченную информацию оборонных предприятий. Неплохой повод для увеличения продаж в те времена, когда “продвинутыми” признавались одномегабайтовые компьютеры! После завершения работы над симулятором боевого вертолета Gunship (1987) Сид взял отпуск и уехал в Европу. По европейским курортам он передвигался на комфортабельных поездах. И на отдыхе ему вдруг пришла в голову первоначальная идея игры Sid Meier’s Railroad Tycoon (1990). Это была первая ступенька на компьютерный Олимп. В одном из интервью Сид признал: «Самодостаточность и новизна идеи Railroad Tycoon прокладывала прямые рельсы в сторону “Цивилизации”. Кое-кто высказывал сомнения в том, что лучшие идеи принадлежат Мейеру, а не его партнеру Брюсу Шелли (Bruce Shelley), известному создателю Avalon Hill’s.
В 1991 году в продажу поступила Civilization. После того, как прошел первый шок от новинки, самые принципиальные недоброжелатели готовы были признать, что появилась игра-рекордсмен под тому количеству времени, которое на нее готовы были потратить потребители. Вместе с SimCity игра подмяла под себя сегмент “умных” компьютерных игр. Главной задачей нового жанра стратегических игр была ориентация на создание самодостаточной модели государства со всеми его обязательными атрибутами: армией, судами и посольствами.
Для него как проектировщика игры важнее было поставить во главу угла исследования мира нежели военные завоевания. Талант демиурга заключается в способности составлять забористый коктейль из многих элементов: от экономики, военных действий, торговли и перемен в правительстве до необходимости планировать игру на временную протяженность в 4 000 лет. Из всех элементов получалось нечто целое, захватывающее не интеллект, но душу игрока. Большинство игроков и конкуренто не сразу оценили такой ход автора игры как завершение действия большинства Чудес света. Великая библиотека переставала действовать после основывания первого университета и т.д.
При работе над новым проектом Sid Meier’s Colonization (1994) впервые прозвучало имя Брайена Рейнолдса. Того самого человека, который позже подарит нам лучшие находки в Civilization-2. При работе над Colonization Рейнолдсу пришла в голову простая идея составить редактор уровней, обеспечивающий выбор сложности миссии без хакерского взламывания кода программы. При загрузке игры редакционная доска помогала игроку определить стратеги и тактику будущей игры. Отныне игрок получал униклаьную возможность выбирать условия победы. Это открытие помогало игроку поверить, что он наделен неким навыком программирования. Но фактически реализовалась идея максимальной доступности интерфейса. Не остался в тени композитор и автор настольных игр Джеф Бриггс. Здесь несколько упрощенная механика игры (бой, движение, исследование и т.д) переносились на почву американского континента (как позже Калл то пауэ “освоит” Египет). Главное, это была первая игрока, за которую Сида упрекнули в невозможности играть в нее нескольких игрокам. Фактически, это комплимент.
После катастрофы с Alpha Centauri Сид Мейер мог растерять всех самых терпеливых фанатов, молча переносивших капризы своего кумира. А почему из игры не родился новый жанр «космической городской стратегии»?
Всеобщее нарождающиеся увлечение Интернетом проявилось в продукте Sid Meier’s CivNet (1995), реализованном Сидом Мейер вместе с Интернет-гуру Майком Денманом. Образно говоря, фирма MicroProse дернула дракона за хвост. Появилось мнение, что мэтр отстает от тендеций в игровом мире.
И вот игровой мир был взорван Sid Meier’s Civilization II (1997). Видеоролики, сопровождавшиеся строительство Чудес света остались непревзойденным образцом искусства ради искусства. Профессиональные актеры в качестве аудиовизуальных советников стали игрой в игре.
Magic: The Gathering (1997) поразили нас тем, что сбор карт заклинаний стал процессом по набору силы и наращиванию умественных способностей персонажа. Трудно поверить, но в начале работы над игрой Сид побаивался того, что требование менеджеров обеспечить игру режимом “мультиигрок” обеднить искусственный интеллект. Сид Мейер выполнил пожелания менеджеров, но с тех пор вроде как черная кошка пробежала между гением и его работодателем полновластным главой MicroProse Гилманом Луи.
И вот вместе с Brian Reynolds под торговой маркой Firaxis Sid Meier выпускает Gettysburg. Эта череда боев и перестрелок из истории Гражданской войны содержала лучшие варианты обучающих программ, отчасти повторенных в Civilization-3. Судя по основной теме в многочисленных интервью, на этот раз кроме проблем интеллекта для Сида важен был образный ряд. Однажды Сид сказал что-то вроде того, что игру не стоит продавать, если в ней нет картинок в стиле большого кинематографа. С этой мыслью нельзя не согласиться, если вспомнить пафосную заставку построения города на планете у Альфы Центавры в финальных эпизодах Civilization. Но в Gettysburg заставки позиционировались как маленькие кусочки неснятого настоящего кинофильма. Что-то подобное конкуренты сделают только в «Фараоне». Парадокс заключается в словах Сида: «В идеале я хочу, чтобы игрок не думал о разработчиках игры». Это пожелание исполнилось. В России игра Gettysburg прошла практически незамеченной. Возможно, оттого, что в названии игры не стояла магическая фамилия.
Источник: газета «Пророчества и сенсации»
Жанр: Очерк
Дата: 1994-97гг., 2005г.
Автор: Анатолий Юркин (Anatol Yrkin)
Советуем почитать:
- Сид Мейер. Время великих игр и их разработчиков
- Список игр Сида Мейера (Sid’s Game History)
- Оператор цивилизаций
- Публичный опрос Firaxis «Ремейк какой игры вы больше всего ждете?»
- Время не властно над истинными ценностями
- Дедушка Мейер. Человек-легенда отвечает на вопросы корреспондентов Game.EXE
- Цивилизации всех эпох – объединяйтесь!
После катастрофы с Alpha Centauri Сид Мейер мог растерять всех самых терпеливых фанатов, молча переносивших капризы своего кумира. А почему из игры не родился новый жанр «космической городской стратегии»?
а чего катастрофа? я чтото упустил? вроде игра супер !!!!!
Игра не была принята поклонниками Civilization в своей массе, но приобрела новых. С коммерческой точки зрения, опять же, — один из самых провальных проектов. Игра явно опередила потребности геймеров.
я лично проусь ото всех цивилизованных проявлений Сида
я из тех кто начинал с Первой ЦИВЫ как надолго меня хватало в неё шпилить
как забавно было менять титры….
вторая както обошла стороной в связи с плохим нетом (очень поздно к ней пришол) и отсутствием русика
но впоследствии всё воспринял на ура даже необъятный аддон фантастик ворлдс особенно (x-com знали как задеть аудиторию)
3-4 както промелькнули незаметно да и времени мне на них сильно не хватало
вот жду 5 грядущие изменения меня подкупили
но Альфа попрежнему грезится мне в новостных анонсах…