О чувстве меры
Недавно я просматривал игру |Theatre Of Death| на предмет не стоит ли написать ее обзор. В итоге игра меня не очень заинтересовала, и от этой идеи я решил отказаться, но все-таки был в ней один тревожащий аспект, который беспокоит меня и сейчас. Это использование реальных фотоматериалов из военных конфликтов.
|Theatre Of Death| — это аркадная игра, в которой Вы управляете группой военных отрядов. Компьютер ставит перед Вами различные задачи, большинство из которых сводится к уничтожению противника. Игра ни в коей мере не является «реалистичным» имитатором, а просто увлекательной стрелялкой на фоне 2,5-мерного ландшафта.
(Прим. i-ПРЕСС: 2,5-мерной графикой называют вид сверху, когда все объекты игры «приподняты» над плоскостью за счет игры света и тени. Классический пример — |Cannon Fodder|).
В самом действии игры, на мой взгляд, нет ничего плохого. Но в момент выбора миссии играющий проходит инструктаж (брифинг), во время которого в качестве фоновой графики использованы оцифрованные фотографии. Обычно это типичные военные снимки типа атакующих вертолетов или наступающих отрядов. Тем не менее, среди них мне попалась и такая, при виде которых возникает ряд вопросов и, на мой взгляд, их надо обсуждать, поскольку за этим может скрываться чья-то философия и концептуальный подход.
В одиннадцатой миссии игры перед Вами ставится задача спасения группы военнопленных. При этом фоновая картинка изображает солдата, стоящего перед группой связанных пленников, окруженных колючей проволокой. Солдат протягивает воду, чтобы один из пленников напился и, по-видимому, здесь изображен сам момент освобождения. Некоторые из пленников ранены, а некоторые, возможно, мертвы (разобрать такие детали не удается). Фотография производит очень сильное впечатление и, на мой взгляд, полностью выпадает из содержания игры.
У меня есть три основных возражения против использования в игре таких документов.
Во-первых, большинство аркадных игр — это просто увлекательные фантазии, не имеющие ничего общего с реальной жизнью. Мои солдаты по ходу игры много бегают и много стреляют. Они убивают множество врагов, но это имеет не большее отношение к реальной жестокости, чем сказка про трех поросят. И нормально игры не имеют и, несомненно, не должны иметь ничего общего с реальной жестокостью.
Представьте себе, что в погоне за «реалистичностью» в мультфильмы про Тома и Джерри будут вставлять видеокадры сцен гибели кошек под колесами автомобилей. Что тогда останется от веселого мультика? Это будет совсем другое кино.
Во-вторых, этот прием делает такую «реальность» обыденной. Ведь это подлинные страдающие и умирающие люди. Наверное они заслужили лучшего, чем быть использованными в качестве увлекательной заставки в развлекательной игрушке.
В третьих, люди имеют право на невмешательство в личную жизнь. Представьте, насколько приятно будет увидеть эту фотографию их родным, друзьям и близким в таком игривом окружении. Да, конечно, публикация подобных фотоснимков в газетах и документальных книгах оправдана хотя бы потому, что люди имеют право на честную информацию о происходящих событиях. В этом случае личное право как бы отодвигается ради более высоких целей, чтобы человечество больше не допускало этого. Но я не думаю, что можно использовать эти кадры в повседневном, обыденном и тем более в развлекательном окружении.
Я хотел бы, чтобы меня поняли правильно, прежде чем засыпят горой не относящихся к сути вопроса возражений. Я не призываю к введению цензуры или запретов на распространение игры. Я просто считаю, что использование таких кадров является ошибкой авторов программы, и использую свое законное право на критику. Интересно, что у меня была даже дискуссия о том, стоит ли использовать этот кадр для иллюстрации моей статьи. На самом деле я полагаю, что содержание статьи допускает эту возможность, но все-таки я это не делаю, поскольку насущной необходимости все-таки не вижу.
В заключение хочу сказать, что я вполне признаю необходимость показывать людям ужасы войны и ничего не имею против публикации жестоких фотографий там, где это оправдано. Но это не значит, что их можно использовать где попало и как попало. И то, что подготовили авторы данной игры, говорит лишь об отсутствии у них хорошего вкуса и чувства такта.
Комментарий i-ПРЕСС: Наше мнение, что это говорит еще и об их обыденной и повседневной лени, поскольку просканировать ЧУЖИЕ фотоснимки и влепить их в свое творение никаких усилий не требует, а CD-ROM-диск заполнять чем-то ведь надо. За день можно надергать их тысячу, а вот на то, чтобы сделать что-то свое, неповторимое, иногда уходят недели напряженного труда.
Вообще фотоснимки в компьютерных играх выглядят как инородное тело и нужен очень большой вкус и чувство меры, чтобы не переборщить с «реалистичностью». Ведь не для того люди платят тысячи долларов за компьютеры и сотни за игры, чтобы смотреть на «реальность». Для этого достаточно открыть газету, включить телевизор или просто выйти за порог и наслаждаться этим бесплатно.
Энди Партон, 1995 г.
PC-REVIEW
Советуем почитать:
- О ролевых книгах-играх
- Жанры компьютерных игр по версии PC-REVIEW
- Rise of Nations: Rise of Legends. Боги из космоса
- Rise of Nations: Rise of Legends. Руководство и прохождение
- Команда вашей мечты. Как «по взрослому» создаются компьютерные игры
- БЛЕСТЯЩАЯ ХАЛТУРА
- Арифметика воображения. Взгляд из прошлого на проблему оригинальности сюжета для компьютерных игр