МОРСКИЕ ВОЙНЫ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires
У нас очень мало сведений о военных действиях на море до Греко-персидских войн и Пунических войн последнего тысячелетия до н.э. Историкам приходится делать предположения о ходе морских сражений того времени. Например, Крито-минойская цивилизация процветала благодаря морской торговле с 3400 г. до н.э. до Катастрофы 1200 г. до н.э. В течение 2 тысячелетий минойцам удавалось контролировать Средиземное море. Микенские дворцы на материке были укреплены. Отсутствие фортификационных сооружений на Крите означает, что минойцы настолько уверенно хозяйничали на море, что необходимости в стенах не было. Крит обороняли военные корабли, мешавшие потенциальным захватчикам приблизиться к острову.
После Катастрофы 1200 г. до н.э. в борьбу за контроль над Средиземным морем включились несколько держав, в том числе греки, финикийцы, персы (через контролируемые ими порты восточного Средиземноморья), карфагеняне и римляне. На море происходили сражения, в которых участвовали флоты, состоявшие из сотен военных судов. До нас дошли обширные сведения об эволюции древних боевых кораблей и тактике ведения морских баталий этого периода. После того, как римляне стали доминировать в Средиземноморье, превратив его практически в свое озеро, морские сражения, за исключением пиратства, в Европе прекратились.
ЭВОЛЮЦИЯ БОЕВОГО КОРАБЛЯ
Первые суда постепенно разделились на 2 основные категории: торговые либо рыболовецкие суда, предназначенные для перевозки больших грузов за счет скорости, и небольшие быстроходные суда для транспортировки небольших, но важных грузов. Военные корабли также были быстроходными, так как они должны были догонять медлительные грузовые суда или благодаря своей маневренности брать верх над вражескими судами.
ЗНАЧЕНИЕ СКОРОСТИ И МАНЕВРЕННОСТИ
Древними курьерскими и боевыми судами были галеры, как парусные, так и гребные. Во время боя весла использовали для точных и быстрых передвижений, включая быстрые повороты (весельные судна могли разворачиваться на месте, если гребцы располагались с каждой стороны судна) и движение назад. В отличие от них парусники того времени практически не обладали маневренностью.
Первые курьерские суда были длинными и тонкими, развивали максимальную скорость. На них была одна мачта, при помощи которой судно использовало силу ветра в благоприятных условиях. Ряд гребцов находился с каждой стороны судна. Весельные движения совершались синхронно, что достигалось барабанным боем, пением или другими средствами. Синхронность была важнейшим условием плавного движения судна. В случае сбоя движение прерывалось и затруднялось управление. В бою это могло привести к большим проблемам.
ВОЕННЫЕ ГАЛЕРЫ
Самым знаменитым античным боевым судном была трирема — длинное узкое судно с тремя ярусами гребцов с каждой стороны и тараном на носу. Предшественником триремы был греческий пентеконтор с 50 гребцами. Судостроители стремились увеличить мощность судов, добавляя больше гребцов, однако судно нельзя было делать слишком длинным и неманевренным. В результате родилось решение, по которому ярусы гребцов устанавливались в шахматном порядке. На традиционной триреме было 170 гребцов, ее длина достигала 120 футов. Первые триремы были построены в Коринфе около 700 г. до н.э. После внесения некоторых изменений в их конструкцию в период с 300 по 500 гг. н.э., они стали самым распространенным боевым судном.
На смену триремам пришли большие галеры, которые были значительно крупнее и шире. На больших галерах одним веслом управляли несколько человек, иногда их число доходило до 8. Сначала большие галеры появились во флоте сицилийского царя Дионисия I, известного также своим изобретением катапульты в 399 г. до н.э. После смерти Александра и раздела его империи началась гонка вооружений за господство в Средиземноморье между династией Антигонидов в Македонии и династией Птолемеев в Египте. В этот период были построены самые крупные гребные судна в истории человечества.
Так Птолемей IV построил во 2 в. до н.э. самое большое широкопалубное судно. Его остов был катамаранного типа с 2 каркасами с гребцами и огромной палубой над обоими каркасами, напоминающей палубу современных авианосцев, приспособленную для взлета и посадки авиатехники. Античный писатель Атеней отмечал, что это судно было длиной в 420 футов и шириной в 57 футов. Весла третьего уровня были длиной в 57 футов. На судне находилось 4000 гребцов, 400 других членов экипажа и 2850 бойцов. Это был крупнейший корабль, построенный когда-либо ранее 20 века. По мнению историков, этот морской монстр был создан скорее для устрашения, чем в практических целях, однако существуют свидетельства того, что меньшие по размеру, но все равно гигантские галеры участвовали в боевых действиях.
После того, как Рим взял под свой контроль Средиземноморье, необходимость в крупных галерах отпала, особенно после битвы при Актиуме в 31 г. до н.э. Римляне имели значительный флот, в котором было несколько крупных галер, базировавшихся на военно-морских базах в Неаполе и Равенне, а также на нескольких небольших базах в разных уголках Средиземного моря. Самым эффективным римским боевым судном был либурниан — легкая и быстрая двухпалубная галера, сопоставимая с современным эсминцем, которую использовали для охоты за пиратами и защиты торговых судов.
ВОЕННО-МОРСКОЕ ОРУЖИЕ
Большую часть античности военные корабли не были оснащены оружием, способным нанести вреда кораблям противника. Морские сражения состояли из захвата неприятельских судов. Противоборствующие суда сближались друг с другом, и исход битвы решался в схватке между их экипажами. На кораблях находились бойцы, к которым на время боя присоединялись гребцы.
Основным противокорабельным оружием древности был таран, который появился после Катастрофы, но до 850 г. до н.э. Тупой конец тарана устанавливался ниже ватерлинии на укрепленном носу. Такой бронзовый таран весом более 1000 фунтов был обнаружен в Средиземном море израильскими археологами. Целью морского сражения было нанесение тараном удара по борту или в заднюю часть вражеского судна, чтобы сделать в нем пробоину, а затем отплыть назад, пока неприятельское судно будет тонуть.
После 300 г. до н.э. захват судов и рукопашные бои вновь приобрели решающее значение, т.к. суда к тому времени стали значительно больше и утратили маневренность. Крупные корабли того периода имени на борту значительные воинские контингенты, вплоть до невообразимого количества в 2850 бойцов, о чем было упомянуто выше.
Римским нововведением 3 в. до н.э. был корвус — большая доска, при помощи которой осуществлялась переброска бойцов на вражеский корабль. Римляне искусно воевали на суше, но не очень комфортно чувствовали себя во время морских сражений с превосходящим флотом Карфагена. Благодаря корвусу римляне смогли использовать свои преимущества на море.
Сицилийский царь Дионисий I первым стал устанавливать катапульты и другие метательные орудия на судах. Они наносили ущерб живой силе противника, находившейся на палубе, а удачный выстрел мог сбить гребцов с их ритма.
ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ МОРСКОГО БОЯ
До изобретения тарана тактика морских сражений сводилась к обстрелу судов неприятеля из метательных орудий и рукопашным схваткам при взятии судна на абордаж. Тактика абордажа хорошо проиллюстрирована в серии резных изображений, сделанных по велению египетского фараона Рамсеса III в храме Мединет-Хабу. На них изображена победа, одержанная Рамсесом в морском сражении над захватчиками-варварами в районе 1190 г. до н.э. По всей видимости, он застал флот неприятеля врасплох в устье Нила. На изображениях противники используют луки, булавы, копья. Морские сражения в то время состояли преимущественно из сближения противоборствующих судов, обстрела неприятеля из метательных орудий и абордажного боя.
С началом установки таранов на нос быстрых весельных судов тактика поменялась. Взятие на абордаж отошло в тень на несколько сотен лет. Теперь суда стремились выбрать удобную позицию и нанести по неприятелю таранный удар. После него нападавшее судно уходило, получивший пробоину корабль обычно быстро тонул, что приводило к значительным потерям в живой силе. Если нападающее судно бывало слишком медлительным во время атаки, таран мог и не сделать пробоину во вражеском судне. Если же атака была слишком быстрой, нападающее судно могло застрять, быть обездвиженным и оказаться уязвимым к контрударам неприятеля. По имеющимся данным, во время морского сражения у берегов острова Хиос в 201 г. до н.э. застрявшее таким образом судно было спасено другим дружественным кораблем, протаранившим неприятельское судно и столкнувшим его с тарана застрявшего судна. Если удар нападавшего судна проходил мимо, была вероятность, что многие весла на одном из бортов приходили в негодность, судно становилось уязвимым до тех пор, пока весла не меняли.
Небольшие быстроходные суда были более маневренными, но более крупные суда обладали большей мощью. Способность гребных судов к быстрым поворотам создавала большие сложности для неприятеля, и лишь усилиями нескольких судов одновременно он мог застать их врасплох. Если более крупное судно наносило таранный удар по небольшому судну, результатом этого было взятие последнего на абордаж.
В ходе сражений противники пытались взять друг друга в окружение. В таком случае неприятель мог разворачиваться лицом лишь к одному из вражеских судов, а другой борт оставался беззащитным.
В последнем тысячелетии до н.э. гребные суда становились все больше и мощнее, и на них стали устанавливать катапульты. Хотя абордажный метод вновь приобрел свое значение в конце этого периода, боевые корабли продолжали использовать тараны.
Советуем почитать:
- Морские сражения. Военное дело Age of Empires II
- ОСАДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires
- ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires
- РИМСКИЕ ЛЕГИОНЫ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires
- ЗАСТРЕЛЬЩИКИ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires
- КОПЬЕНОСЦЫ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires
- ЭВОЛЮЦИЯ ТАКТИКИ ВЕДЕНИЯ БОЯ. Военная эволюция. Онлайн руководство по игре Age of Empires